Сибирские огни, 1967, № 4
еым аскетизмом». Школа, к которой при надлежит Зеленевский, «еще вся в буду щем». Но это искусство, в котором худож ник отрекается от мишуры, а именно та кое искусство должно быть ближе всего к демократии, «отказывающейся от слаща вой лжи художника, развлекающего сы тую толпу». Зеленевский,— говорится да лее в статье,— «сорвал с красок позоло ченную скорлупу их, принимавшуюся на ми за краски... Он обнажил краски, он приподнял краешек завесы, отделяющий нас от правды. За эту правду надо бороться, и мы пожелаем художнику: «Пусть он не стоит, пусть идет дальше, смелее»11. От этой статьи и от этой выставки, ви димо, и следует начинать историю Народ ной Художественной Академии в Томске. Созданию Академии предшествовало не только выявление художнических сил Сибири, но и прояснение идейно-творчес ких позиций в среде художников. 20 фев раля 1918 г. «Знамя революции» опубли ковало письмо Зеленевского по поводу политики мира, проводимой Советским правительством. Приветствуя заключение перемирия и называя этот шаг «разумным и мудрым», автор писал: «С.легы народной радости принадлежат Вам, Советы... Честь Вам шлют все народы». Выражая призна тельность народному правительству, художник предлагал в дар ему свою лучшую картину по выбору Томского Совдепа. Особый интерес представляет статья Зеленевского «Накануне возрождения ис кусства» — своеобразное философское и художественное кредо автора. Этот беглый очерк истории культуры пронизан идеей классовой борьбы, насыщен ненавистью к эксплуататорам, верой в народ и его вели кое будущее. Называя имена великих уче ных и художников, ставших жертвами гонений со стороны реакции, но не отсту пивших от правды в науке и искусстве, автор оптимистически утверждает, что эти жертвы не были напрасными. Народ про зревает и берет судьбу в свои собствен ные руки. С ненавистью обрушивается Зе леневский на милитаризм, на страны, за теявшие кровавую войну. «Прекращают же войну народы, слитые одной идеей Од новременно они объявляют войну своим угнетателям, во имя свободы, равенства и братства... Угнетатели, поработители, па лачи-мучители по заслугам встречают свою участь». Какова же «истинная идея чело вечества»? — спрашивает автор. И отвеча ет: Интернационал. Далее Зеленевский да ет набросок картины развития искусства во взаимосвязи с ходом общественного прогресса, проводит мысль о том, что нау ка и искусство сближают народы, которые в конечном итоге сплотятся в одну «сво бодную федерацию трудящегося человече ства». «Мы стоим накануне возрождения 1 «Знамя революции», 5 января 1918 г. искусства»,—заключает свою статью Зе леневский.1 Не ограничиваясь выступлениями в пе чати, художник при поддержке Совета ра бочих и солдатских депутатов предприни мает новые усилия по пропаганде искусст ва в широких массах. 3 марта 1918 года в Томске открывается новая художествен ная выставка. На этот раз она была устроена не обществом любителей худо жеств, а непосредственно Совдепом. Не сколько раз газета «Знамя революции» по мещала заметки об успехе выставки, о продлении в связи с большим интересом томичей часов ее работы. Сам Зеленевский давал пояснения посетителям выставки. Газета, разбирая профессиональную сторо ну творчества Зеленевского, особенно под черкивала «желание культурного и гуман ного художника быть посильно полезным обществу». Идти к массам по этому же пу ти,—таков был призыв газеты.2 И на этот раз, как и в случае с ново годней выставкой, вопросы искусства ока зались вопросами политическими Буржу азная пресса с раздражением отозвалась о деятельности прогрессивных художников. Эсеровский «Путь народа» не скрывал, что причиной тому, как он выразился, устрой ство выставки «под флагом местной Со ветской республики». В одном из номеров Зеленевскому, который-де перешел «в ло но» большевиков, делался упрек, что его искусство недоступно массам, что на нем лежит печать «субъективного идеализма, которым окрашены последние искания ху дожников Запада». Как нередко бывало в то время, «защитником» народа от влия ния «архибуржуазного», «аристократиче ского» искусства оказалась... буржуазная газета. Она же оказалась сторонником «реализма» в противовес «модернизму». Эсеровские искусствоведы, однако, ока зались не последовательными. Уже через три дня некий Б Перелешин в той же га зете подверг Зеленевского разносной кри тике, но уже не за то, что тот подвержен влияниям Запада. Наоборот, автор статьи, заявивший, что он является горячим по клонником французских импрессионистов, упрекал художника в отсутствии «астер- ства, в непонимании самой сути импрес сионизма.3 «Знамя революции» дало достойную отповедь рецензентам эсеровской газеты, правильно подчеркнув, что их пером води ла неприязнь к прогрессивному художни к у— и только. Автор обзора В. М-ич пи сал, что работы Зеленевского просты, и в этом его первая заслуга. Вновь газета подчеркивала стремление передового ху дожника идти к народу, отмечала боль шое воспитательное значение выставки. Надо пожелать, делал вывод автор статьи, 1 «Знамя революции», 3 марта 1918 г. 2 «Знамя революции», 3, 9 и 16 марта 1918 г. 3 «Путь народа», 9 и 12 марта 1918 г 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2