Сибирские огни, 1967, № 4

еым аскетизмом». Школа, к которой при­ надлежит Зеленевский, «еще вся в буду­ щем». Но это искусство, в котором худож­ ник отрекается от мишуры, а именно та­ кое искусство должно быть ближе всего к демократии, «отказывающейся от слаща­ вой лжи художника, развлекающего сы­ тую толпу». Зеленевский,— говорится да­ лее в статье,— «сорвал с красок позоло­ ченную скорлупу их, принимавшуюся на­ ми за краски... Он обнажил краски, он приподнял краешек завесы, отделяющий нас от правды. За эту правду надо бороться, и мы пожелаем художнику: «Пусть он не стоит, пусть идет дальше, смелее»11. От этой статьи и от этой выставки, ви­ димо, и следует начинать историю Народ­ ной Художественной Академии в Томске. Созданию Академии предшествовало не только выявление художнических сил Сибири, но и прояснение идейно-творчес­ ких позиций в среде художников. 20 фев­ раля 1918 г. «Знамя революции» опубли­ ковало письмо Зеленевского по поводу политики мира, проводимой Советским правительством. Приветствуя заключение перемирия и называя этот шаг «разумным и мудрым», автор писал: «С.легы народной радости принадлежат Вам, Советы... Честь Вам шлют все народы». Выражая призна­ тельность народному правительству, художник предлагал в дар ему свою лучшую картину по выбору Томского Совдепа. Особый интерес представляет статья Зеленевского «Накануне возрождения ис­ кусства» — своеобразное философское и художественное кредо автора. Этот беглый очерк истории культуры пронизан идеей классовой борьбы, насыщен ненавистью к эксплуататорам, верой в народ и его вели­ кое будущее. Называя имена великих уче­ ных и художников, ставших жертвами гонений со стороны реакции, но не отсту­ пивших от правды в науке и искусстве, автор оптимистически утверждает, что эти жертвы не были напрасными. Народ про­ зревает и берет судьбу в свои собствен­ ные руки. С ненавистью обрушивается Зе­ леневский на милитаризм, на страны, за­ теявшие кровавую войну. «Прекращают же войну народы, слитые одной идеей Од­ новременно они объявляют войну своим угнетателям, во имя свободы, равенства и братства... Угнетатели, поработители, па­ лачи-мучители по заслугам встречают свою участь». Какова же «истинная идея чело­ вечества»? — спрашивает автор. И отвеча­ ет: Интернационал. Далее Зеленевский да­ ет набросок картины развития искусства во взаимосвязи с ходом общественного прогресса, проводит мысль о том, что нау­ ка и искусство сближают народы, которые в конечном итоге сплотятся в одну «сво­ бодную федерацию трудящегося человече­ ства». «Мы стоим накануне возрождения 1 «Знамя революции», 5 января 1918 г. искусства»,—заключает свою статью Зе­ леневский.1 Не ограничиваясь выступлениями в пе­ чати, художник при поддержке Совета ра­ бочих и солдатских депутатов предприни­ мает новые усилия по пропаганде искусст­ ва в широких массах. 3 марта 1918 года в Томске открывается новая художествен­ ная выставка. На этот раз она была устроена не обществом любителей худо­ жеств, а непосредственно Совдепом. Не­ сколько раз газета «Знамя революции» по­ мещала заметки об успехе выставки, о продлении в связи с большим интересом томичей часов ее работы. Сам Зеленевский давал пояснения посетителям выставки. Газета, разбирая профессиональную сторо­ ну творчества Зеленевского, особенно под­ черкивала «желание культурного и гуман­ ного художника быть посильно полезным обществу». Идти к массам по этому же пу­ ти,—таков был призыв газеты.2 И на этот раз, как и в случае с ново­ годней выставкой, вопросы искусства ока­ зались вопросами политическими Буржу­ азная пресса с раздражением отозвалась о деятельности прогрессивных художников. Эсеровский «Путь народа» не скрывал, что причиной тому, как он выразился, устрой­ ство выставки «под флагом местной Со­ ветской республики». В одном из номеров Зеленевскому, который-де перешел «в ло­ но» большевиков, делался упрек, что его искусство недоступно массам, что на нем лежит печать «субъективного идеализма, которым окрашены последние искания ху­ дожников Запада». Как нередко бывало в то время, «защитником» народа от влия­ ния «архибуржуазного», «аристократиче­ ского» искусства оказалась... буржуазная газета. Она же оказалась сторонником «реализма» в противовес «модернизму». Эсеровские искусствоведы, однако, ока­ зались не последовательными. Уже через три дня некий Б Перелешин в той же га­ зете подверг Зеленевского разносной кри­ тике, но уже не за то, что тот подвержен влияниям Запада. Наоборот, автор статьи, заявивший, что он является горячим по­ клонником французских импрессионистов, упрекал художника в отсутствии «астер- ства, в непонимании самой сути импрес­ сионизма.3 «Знамя революции» дало достойную отповедь рецензентам эсеровской газеты, правильно подчеркнув, что их пером води­ ла неприязнь к прогрессивному художни­ к у— и только. Автор обзора В. М-ич пи­ сал, что работы Зеленевского просты, и в этом его первая заслуга. Вновь газета подчеркивала стремление передового ху­ дожника идти к народу, отмечала боль­ шое воспитательное значение выставки. Надо пожелать, делал вывод автор статьи, 1 «Знамя революции», 3 марта 1918 г. 2 «Знамя революции», 3, 9 и 16 марта 1918 г. 3 «Путь народа», 9 и 12 марта 1918 г 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2