Сибирские огни, 1967, № 4
Народный институт изящных искусств открылся в марте 1918 года в Иркутске. Там же существовала «Народная школа сценического искусства», ставившая своей целью «возвратить ьароду отнятые у него капиталом творческие возможности и оз доровить искусство, влив в него органи зованные новой школой народные дарова ния»1. В ряде городов возникли народные театры, в которых был взят курс на ново го зрителя, воспитание его на образцах классического репертуара. Одновременно предпринимались шаги по политическому воспитанию работников искусства. Возникали профсоюзные орга низации. Событием в художественной жиз ни был съезд сибирских профсоюзов ра ботников музыки, театра, кино. Съезд вы нес резолюцию о поддержке Советской власти1 2. Во главе союза встал большевик, член Центросибири Л. Д. Муллер, пользо вавшийся большим авторитетом у художе ственной интеллигенции3. Тесный контакт в работе этого союза и культотдела Ир кутского Совета был основой успешной ра боты по художественному воспитанию масс в Иркутске. Достижения в развитии искусства в Сибири были значительны. О причинах этих успехов В. Бахметьев — руководитель отдела народного образования в Томске, а впоследствии известный советский писа тель—писал: «Искусство необходимо про летариату, как и знания, как хлеб на сущный... Вот почему и у нас, в великой, но измученной стране, наперекор всем чер ным силам, как грибы, растут всюду шко лы искусства и знаний»4. Наиболее, пожалуй, ярким событием в творческой жизни Сибири тех лет было создание Народной Художественной Ака демии в Томске. Идея Академии вызвала немало сп шов в среде советских работни ков, а организаторам этого учреждения пришлось выдержать нападки своих кол лег по искусству из враждебного лагеря, а затем и открытые гонения со стороны реакции. Наступившая со второй половины 1918 года полоса контрреволюции в Си бири привела к гибели значительного ко личества материалов первого периода Со ветской власти. Исчезли многие докумен ты Томского отдела народного образова ния и его художественного подотдела. Но кое-что, рассеянное по разным архивам, сохранилось; есть и газеты, значит, можно восстановить историю этой первой попыт ки положить начало высшему художест венному образованию в Сибири. 1 «Власть труда», 16 марта 1918 г.; Партий ный архив Иркутского обкома КПСС (ПАИО), ф. 300, оп. 2, д. 99. лл. 49—50. 2 ПАИО, ф. 300. оп. 2, д. 99. л. 50. 3 ПАИО. ф. 300, оп. 2. д. 99, лл. 49—50. «Власть труда», 9 апреля 1918 г. 1 Цит. по книге «Революционная поэзия в Сибири», Новосибирск, 1960, стр, 32, Конец 1917 года ознаменовался откры тием в Томске художественной выставки. Местная печать откликнулась на откры тие выставки несколькими обзорами, уде лив при этом особое внимание художнику Казимиру Казимировичу Зеленевскому. Отныне это имя наиболее часто встречает ся на страницах газет, вызывает многочис ленные толки. Вскоре вокруг Зеленевско- го объединяется группа прогрессивных ху дожников, организаторов будущей Народ ной Художественной Академии. О жизненном пути Зеленевского мы уз нали из небольшой листовки, выпущенной к открытию выставки. Он был сыном поль ского революционера, участника восста ния 1863—1864 гг., заключенного в тюрь му, а затем высланного в Сибирь. Родил ся Зеленевский в Томске, в 1888 г. В мо лодые годы он вступил на путь революци онной борьбы и вплотную «познакомился» с царской охранкой, год провел в екатерн- нославской тюрьме, а затем был сослан на 3 года в Березов, откуда ему удалось бе жать за границу. Годы эмиграции Зеле невский использовал для пополнения обра зования и стал профессиональным худож ником. Наиболее значительными работами этого периода, по мнению самого 'автора, были картины, переданные им Народному польскому музею в швейцарском городе Рапперсвиль: «Избушка польского горца», «Пилигримы», «Вид альпийских гор». Мно го работ Зеленевского оказалось во владе нии частных лиц за границей и в России, в том числе —награжденные медалями: «Венера Милосская» и «Игрушки». И вот — революция. Зеленевский воз вращается в Россию, в родной Томск, где и начинает активную борьбу за новое ис кусство под флагом Советов. 0 картинах Зеленевского на Томской выставке 1917 года газеты писали по-раз ному. Эсеровская «Путь народа», напри мер, положительно оценив такие работы, как «Мертвый отец», «Портрет парижани на», «Спящая Аделька», «Девочка» и не которые другие, в целом отозвалась о творчестве Зеленевского неодобрительно, отнеся преобладающую часть работ ху дожника к «нарочито растрепанной живо писи», не вызывающей якобы у зрителей никакой радости, оставляющей впечатление манерности1. Совершенно иной отзыв о новогодней выставке поместила газета Томского Со вета рабочих и солдатских депутатов «Знамя революции». Автор обзора, подпи савшийся псевдонимом «Parvenu»,—сто ронник новаторства. Он решительно поддер жал стремления отдельных художников к поискам в области формы. О Зеленев- ском в статье сказано, что он «не только талантлив, но и культурен», что в его творчестве чувствуется «хорошая школа и наличие глубоких исканий», что работы художника богаты, несмотря «на свою ве личайшую простоту, граничащую с суро- 1 «Путь народа», 3 января 1918 г» 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2