Сибирские огни, 1967, № 4

Народный институт изящных искусств открылся в марте 1918 года в Иркутске. Там же существовала «Народная школа сценического искусства», ставившая своей целью «возвратить ьароду отнятые у него капиталом творческие возможности и оз­ доровить искусство, влив в него органи­ зованные новой школой народные дарова­ ния»1. В ряде городов возникли народные театры, в которых был взят курс на ново­ го зрителя, воспитание его на образцах классического репертуара. Одновременно предпринимались шаги по политическому воспитанию работников искусства. Возникали профсоюзные орга­ низации. Событием в художественной жиз­ ни был съезд сибирских профсоюзов ра­ ботников музыки, театра, кино. Съезд вы­ нес резолюцию о поддержке Советской власти1 2. Во главе союза встал большевик, член Центросибири Л. Д. Муллер, пользо­ вавшийся большим авторитетом у художе­ ственной интеллигенции3. Тесный контакт в работе этого союза и культотдела Ир­ кутского Совета был основой успешной ра­ боты по художественному воспитанию масс в Иркутске. Достижения в развитии искусства в Сибири были значительны. О причинах этих успехов В. Бахметьев — руководитель отдела народного образования в Томске, а впоследствии известный советский писа­ тель—писал: «Искусство необходимо про­ летариату, как и знания, как хлеб на­ сущный... Вот почему и у нас, в великой, но измученной стране, наперекор всем чер­ ным силам, как грибы, растут всюду шко­ лы искусства и знаний»4. Наиболее, пожалуй, ярким событием в творческой жизни Сибири тех лет было создание Народной Художественной Ака­ демии в Томске. Идея Академии вызвала немало сп шов в среде советских работни­ ков, а организаторам этого учреждения пришлось выдержать нападки своих кол­ лег по искусству из враждебного лагеря, а затем и открытые гонения со стороны реакции. Наступившая со второй половины 1918 года полоса контрреволюции в Си­ бири привела к гибели значительного ко­ личества материалов первого периода Со­ ветской власти. Исчезли многие докумен­ ты Томского отдела народного образова­ ния и его художественного подотдела. Но кое-что, рассеянное по разным архивам, сохранилось; есть и газеты, значит, можно восстановить историю этой первой попыт­ ки положить начало высшему художест­ венному образованию в Сибири. 1 «Власть труда», 16 марта 1918 г.; Партий­ ный архив Иркутского обкома КПСС (ПАИО), ф. 300, оп. 2, д. 99. лл. 49—50. 2 ПАИО, ф. 300. оп. 2, д. 99. л. 50. 3 ПАИО. ф. 300, оп. 2. д. 99, лл. 49—50. «Власть труда», 9 апреля 1918 г. 1 Цит. по книге «Революционная поэзия в Сибири», Новосибирск, 1960, стр, 32, Конец 1917 года ознаменовался откры­ тием в Томске художественной выставки. Местная печать откликнулась на откры­ тие выставки несколькими обзорами, уде­ лив при этом особое внимание художнику Казимиру Казимировичу Зеленевскому. Отныне это имя наиболее часто встречает­ ся на страницах газет, вызывает многочис­ ленные толки. Вскоре вокруг Зеленевско- го объединяется группа прогрессивных ху­ дожников, организаторов будущей Народ­ ной Художественной Академии. О жизненном пути Зеленевского мы уз­ нали из небольшой листовки, выпущенной к открытию выставки. Он был сыном поль­ ского революционера, участника восста­ ния 1863—1864 гг., заключенного в тюрь­ му, а затем высланного в Сибирь. Родил­ ся Зеленевский в Томске, в 1888 г. В мо­ лодые годы он вступил на путь революци­ онной борьбы и вплотную «познакомился» с царской охранкой, год провел в екатерн- нославской тюрьме, а затем был сослан на 3 года в Березов, откуда ему удалось бе­ жать за границу. Годы эмиграции Зеле­ невский использовал для пополнения обра­ зования и стал профессиональным худож­ ником. Наиболее значительными работами этого периода, по мнению самого 'автора, были картины, переданные им Народному польскому музею в швейцарском городе Рапперсвиль: «Избушка польского горца», «Пилигримы», «Вид альпийских гор». Мно­ го работ Зеленевского оказалось во владе­ нии частных лиц за границей и в России, в том числе —награжденные медалями: «Венера Милосская» и «Игрушки». И вот — революция. Зеленевский воз­ вращается в Россию, в родной Томск, где и начинает активную борьбу за новое ис­ кусство под флагом Советов. 0 картинах Зеленевского на Томской выставке 1917 года газеты писали по-раз­ ному. Эсеровская «Путь народа», напри­ мер, положительно оценив такие работы, как «Мертвый отец», «Портрет парижани­ на», «Спящая Аделька», «Девочка» и не­ которые другие, в целом отозвалась о творчестве Зеленевского неодобрительно, отнеся преобладающую часть работ ху­ дожника к «нарочито растрепанной живо­ писи», не вызывающей якобы у зрителей никакой радости, оставляющей впечатление манерности1. Совершенно иной отзыв о новогодней выставке поместила газета Томского Со­ вета рабочих и солдатских депутатов «Знамя революции». Автор обзора, подпи­ савшийся псевдонимом «Parvenu»,—сто­ ронник новаторства. Он решительно поддер­ жал стремления отдельных художников к поискам в области формы. О Зеленев- ском в статье сказано, что он «не только талантлив, но и культурен», что в его творчестве чувствуется «хорошая школа и наличие глубоких исканий», что работы художника богаты, несмотря «на свою ве­ личайшую простоту, граничащую с суро- 1 «Путь народа», 3 января 1918 г» 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2