Сибирские огни, 1967, № 4
ИСКУССТВО в. соскин НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ В ТОМСКЕ (И з художественной Великая Октябрьская социалистиче ская революция резко прояснила идейные позиции в среде творческих работников, поставив перед каждым из них проблему .политического выбора: быть с народом и служить ему или, ратуя на словах за «свободу» и «демократию», оказаться практически в лагере реакции. Большевики Сибири подхватили при зыв В. И. Ленина сделать искусство близ ким и понятным народу, развернуть эсте тическое воспитание трудящихся. В суро вые дни борьбы с контрреволюцией, в об становке огромных финансовых, хозяйст венных и продовольственных трудностей едва ли была хоть одна советская газета в Сибири, которая не поместила бы ста тей о новых задачах в области художест венного воспитания народа, не опублико вала бы призывов к деятелям искусства встать в ряды строителей социализма. Эти призывы находили добрую почву, вызы вали ответные предложения воплощались в практических делах. За короткий срок, п о ' существу, менее чем за полгода, Сове ты в Сибири добились заметных успехов на культурном поприще, оставив не толь ко память о своих начинаниях, но и реаль ный след в общем процессе культурной революции. Большие сдвиги произошли, например, за это время в культурной жизни Омска. Здесь была осуществлена одна из первых попыток объединения прогрессивной худо жественной интеллигенции в «Цехе проле тарских писателей и художников Сибири»| Инициатором этого дела был писатель Антон Сорокин. На открытии «цеха» вы ступил и начинающий в то время писатель Всеволод Иванов. Тогда же омские писа тели выпустили единственный номер ли тературной газеты «Согры»11. Согры — это 1 «Известия Омского Совета», 21 апреля 3918 г. летописи О к тябр я ) молодая поросль, которая появляется на болоте. В. Иванов много лет спустя писал, что это название как бы символизирова ло, что на «болоте мещанской литературы появляется новая революционная литера тура»1. В Омске работала также театральная студия художественных исканий. Назва ние верно определяло основной характер ее работы — «устремление, непрерывное искание новых художественных воплоще ний»2. И хотя студийцы не выработали своей четкой программы, направление бы ло взято верное: новый театр должен взять все передовое, прогрессивное у ста рого театра. Среди омских художников, убежденных в необходимости демократизации культу ры, возникла идея создания художествен ной Академии. В конце апреля 1918 г. от дел народного образования Омского Сове та депутатов заслушал доклад художника Клементьева о художественной жизни го рода и высказался за организацию Акаде мии с летними курсами при ней3. Это ре шение, к сожалению, не было претворено в жизнь. Об оживлении художественной жизни в Восточной Сибири свидетельствовала выставка картин в Красноярске, в кото рой, кроме местных мастеров, объединен ных в кружок молодых художников, при няли участие художники Иркутска и других городов. На выставке было представлено около 200 работ — значи тельно больше, чем на предыдущей вы ставке. «Рабоче-крестьянская газета» пи сала тогда: «Так оно и должно быть: молодые силы крепнут, растут, разви ваются»4. 1 Журнал «Огонек», 1964, № 7, стр. 20. 2 «Известия Омского Совета», 2 июня 1918 г. 3 Государственный архив Омской области, ф. 662, оп. 1, д. 8, л. 11. 1 «Рабоче-крестьянская газета», 12 мая 1918 г. 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2