Сибирские огни, 1967, № 4

ИСКУССТВО в. соскин НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ В ТОМСКЕ (И з художественной Великая Октябрьская социалистиче­ ская революция резко прояснила идейные позиции в среде творческих работников, поставив перед каждым из них проблему .политического выбора: быть с народом и служить ему или, ратуя на словах за «свободу» и «демократию», оказаться практически в лагере реакции. Большевики Сибири подхватили при­ зыв В. И. Ленина сделать искусство близ­ ким и понятным народу, развернуть эсте­ тическое воспитание трудящихся. В суро­ вые дни борьбы с контрреволюцией, в об­ становке огромных финансовых, хозяйст­ венных и продовольственных трудностей едва ли была хоть одна советская газета в Сибири, которая не поместила бы ста­ тей о новых задачах в области художест­ венного воспитания народа, не опублико­ вала бы призывов к деятелям искусства встать в ряды строителей социализма. Эти призывы находили добрую почву, вызы­ вали ответные предложения воплощались в практических делах. За короткий срок, п о ' существу, менее чем за полгода, Сове­ ты в Сибири добились заметных успехов на культурном поприще, оставив не толь­ ко память о своих начинаниях, но и реаль­ ный след в общем процессе культурной революции. Большие сдвиги произошли, например, за это время в культурной жизни Омска. Здесь была осуществлена одна из первых попыток объединения прогрессивной худо­ жественной интеллигенции в «Цехе проле­ тарских писателей и художников Сибири»| Инициатором этого дела был писатель Антон Сорокин. На открытии «цеха» вы­ ступил и начинающий в то время писатель Всеволод Иванов. Тогда же омские писа­ тели выпустили единственный номер ли­ тературной газеты «Согры»11. Согры — это 1 «Известия Омского Совета», 21 апреля 3918 г. летописи О к тябр я ) молодая поросль, которая появляется на болоте. В. Иванов много лет спустя писал, что это название как бы символизирова­ ло, что на «болоте мещанской литературы появляется новая революционная литера­ тура»1. В Омске работала также театральная студия художественных исканий. Назва­ ние верно определяло основной характер ее работы — «устремление, непрерывное искание новых художественных воплоще­ ний»2. И хотя студийцы не выработали своей четкой программы, направление бы­ ло взято верное: новый театр должен взять все передовое, прогрессивное у ста­ рого театра. Среди омских художников, убежденных в необходимости демократизации культу­ ры, возникла идея создания художествен­ ной Академии. В конце апреля 1918 г. от­ дел народного образования Омского Сове­ та депутатов заслушал доклад художника Клементьева о художественной жизни го­ рода и высказался за организацию Акаде­ мии с летними курсами при ней3. Это ре­ шение, к сожалению, не было претворено в жизнь. Об оживлении художественной жизни в Восточной Сибири свидетельствовала выставка картин в Красноярске, в кото­ рой, кроме местных мастеров, объединен­ ных в кружок молодых художников, при­ няли участие художники Иркутска и других городов. На выставке было представлено около 200 работ — значи­ тельно больше, чем на предыдущей вы­ ставке. «Рабоче-крестьянская газета» пи­ сала тогда: «Так оно и должно быть: молодые силы крепнут, растут, разви­ ваются»4. 1 Журнал «Огонек», 1964, № 7, стр. 20. 2 «Известия Омского Совета», 2 июня 1918 г. 3 Государственный архив Омской области, ф. 662, оп. 1, д. 8, л. 11. 1 «Рабоче-крестьянская газета», 12 мая 1918 г. 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2