Сибирские огни, 1967, № 4

ку и с левым переворотом ушли к земле. Сверху по «фиатам» ударило сразу двена­ дцать пулеметов. Тот же маневр через опре­ деленные интервалы начали выполнять дру­ гие республиканские звенья, атакуя самоле­ ты противника. Враг не ждал внезапного удара... Фашистские летчики были поставлены в крайне невыгодные условия боя: все их са­ молеты оказались зажатыми в котловане. Впереди и по бокам — горы, сзади — респуб­ ликанская территория, над которой появи­ лись новые группы республиканских истре­ бителей. Сверху — Романов. Настоящая за­ падня. «Фиаты» заметались, всюду попадая под огонь республиканских истребителей. Многим вражеским стервятникам в тот день была уготована участь догорать в до­ лине и на склонах окрестных гор. Респуб­ ликанские бойцы в окопах потрясали ору­ жием, приветствуя победу Романова к его орлят. Как летчик-истребитель, Александр Ро­ манов по нескольку раз в день вылетал для выполнения различных боевых заданий. Па­ раллельно с этим он выполнял еще и функ­ ции войскового испытателя, «доводил» ма­ шины после ремонта. Их оставалось очень мало у республиканцев. «Политика невме­ шательства» привела почти к полной изо­ ляции Испанской Республики от внешнего мира. Утро 21 июня 1938 года началось очень удачно. Летчики выдержали два неравных боя: один — с «фиатами», другой — с «мес- сершмиттами». Романов еще в воздухе под­ метил у самолета Николая Семенова необыч­ ную инерцию просадки. Машина только что вышла из текущего ремонта. Почему же ее затягивает в пикирование? Какая сила сва­ ливает в левый крен’ Летчику, видимо, при­ шлось приложить большие усилия, чтобы выровнять истребитель. Достиг он этого с трудом, за счет большой потери высоты. На земле Романов доложил советским добровольцам военным инженерам И. Пра- чику и В. Булыгину о своих наблюдениях. Несколькими днями раньше на самолете Се­ менова в бою деформировалась плоскость. Сделали ремонт, однако полностью дефект, по-видимому, не устранили. Под руковод­ ством Прачика и Булыгина техники-испан­ цы заменили плоскость. При осмотре само­ лета обнаружили, что ослаблен стабилиза­ тор на гребенке. Подтянули крепящий болт. Произвели нивелировку плоскости. Во вто­ рой половине дня, ближе к вечеру, машину подготовили к испытательному полету. Разбег и набор высоты прошли нормаль­ но. Опробование самолета Романов начал с простого пилотажа, затем перешел к выс­ шему. Владимир Бобров и другие летчики, наблюдая за полетом с земли, почти физи­ чески ощущали то, что переживал Романов сейчас в воздухе. ...Земля волчком вертелась перед глаза­ ми. Вот от сильного давления потемнело в глазах — перегрузка. А вслед за этим летчик уже не чувствовал веса собственного тела. только крепче сжимал ручку управления. Полет вниз головой — будто нет под тобой сиденья. Пикирование. Быстро приближает­ ся поле аэродрома, и машина нормально пе­ реходит в горизонтальный полет. И снова земля и небо все быстрее и быст­ рее сменяют друг друга. Переворот, петля, иммельман... Еще и еще раз. Все идет хорошо. Один каскад фигур высшего пилотажа сменяется другим. На земле все залюбова­ лись четкой работой летчика, который сни­ зился теперь на небольшую высоту. Это — признак высокого мастерства и веры испы­ тателя в боевую технику. Вот Романов вы­ полнил левый, потом правый боевой разво­ рот, сделал переворот с выходом на горку и, в который уже раз, сверкнув на солнце, нырнул в пике Именно в этом важнейшем из боевых элементов у самолета-истребителя в бою отмечался недостаток. Уже близко земля, а машина на большой скорости не­ сется к аэродрому. Все замерли. «Ну, Са­ ша!»— весь холодея, мысленно воскликнул Владимир. Романов пустил сектор газа вперед, что называется «на полную желез­ ку», надеясь всей мощью мотора вырвать самолет из пикирования. Тысяча лошадиных сил с неистовым воем бросила самолет даль­ ше вниз и... он ударился о каменистый грунт аэродрома, метрах в пятидесяти от команд­ ного пункта. Видимо, техника отслужила свое... Когда собирали останки летчика, среди обломков машины обнаружили ручные часы Романова. Наперекор всему они продолжали мерно тикать. Их отдали на память технику самолета Хуану. Хоронили Александра Романове, которо­ му не исполнилось еще и двадцати шести лет, как героя республиканской Испании, с соблюдением всех национальных тради­ ций. Близ аэродрома на кладбище за посел­ ком Вильяр-де-Ольмос состоялся митинг. Прозвучали короткие скорбные речи. Про­ гремел салют. Гроб вставили в бетонную нишу. Кто-то лопаточкой замуровал отвер­ стие. Надписи никакой не оставили, но место погребения запомнили все. Советские летчики и испанцы медленно побрели на аэродром. И только на земле, возле бетонной стены, рядом с холмом из живых цветов, безутешно рыдал испанец —■ техник самолета Александра Романова Хуан. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1938 года за образцовое выполнение специальных заданий правитель­ ства и за проявленное геройство лейтенан­ ту Романову Александру Георгиевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Награжденным вручался тогда орден Лени­ на. Золотая Звезда еще не была введена. Долгие годы след Александра Романова был затерян. При помощи Главного управ­ ления кадров Министерства обороны СССР и боевых товарищей летчика-героя мне уда­ 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2