Сибирские огни, 1967, № 4
дупреждает он.— Зато вы увидите наш рудник, что называется, сверху донизу. Константин Филиппович работает на руднике много лет, ему все здесь привычно и обыденно, как в собственной квартире. И похоже, он, подобно Ивану Григорьевичу, считает, что вряд ли о руднике можно рас сказать что-либо интересное. Правда, он этого прямо не говорит — очевидно, из ува жения к гостю, который проехал столько километров, чтобы увидеть этот рудник. Он забирает овой молоток на длинной железной ручке, я засовываю в карман блокнот и карандаш. Мы начинаем обход рудника с верхних горизонтов и постепенно будем спускаться вниз. По склону горы, в крутых местах, ус троены деревянные лестницы с перилами. Поправляя неуклюже болтающийся на поя се аккумулятор, я отстаю от Константина Филипповича и потом бегу по ступенькам вверх... И вдруг моему сердцу становится тесно в груди, легким не хватает воздуха, я разеваю рот, как та самая рыба, кото рую вытащили из воды. — Ничего,—■говорит мой спутник.—Это высота сказывается. Привыкнете. Я смотрю на склон, по которому нам предстоит подниматься: там еще до черта лестниц. -— Когда же я успею привыкнуть? — А вы не торопитесь. Двигайтесь раз меренно и отдыхайте почаще. Спешить вам незачем. И на самом деле, я привык быстрее, чем предполагал. Через какие-то полчаса не спешного подъема я уже довольно уверен но карабкался по лестницам и каменным осы пям, не вспоминая о недавнем неприятном эпизоде. На верхних горизонтах руда подходит близко к поверхности и добывают ее от крытым способом. Крутой откос сероватого известняка обнажен, каменная осьгпь спу скается вниз длинным языком. Константин Филиппович поднимает обломок камня, про тягивает мне. По сероватой поверхности обломка тя нется ярко-краоная пленка. Она окрашивает палец. — Вот это она и есть,— говорит Кон стантин Филиппович,— киноварь, соедине ние ртути с серой — сернистая ртуть. Ос новная ртутная руда. Она же —краска для живописи. В киновари содержание ртути — более восьмидесяти процентов, и весит она в восемь с лишним раз тяжелее, чем вода. Когда в породе имеется ртути более чем килограмм на тонну камня, такая руда счи тается годной для разработки. Мы спускаемся немного вниз. В склоне горы вырублена ниша. На цементных кося ках навешена железная дверь. Это—^вход в штольню. За дверью узкий невысокий ко ридор уходит в темноту, в глубь горы. Пахнет горелым порохом — руду на Ак- таше добывают взрывчаткой. Я иду по ко ридору следом за Константином Филиппо вичем. В лицо дует ветерок — в руднике работает вентиляция. Холодно — штольня проходит в зоне вечной мерзлоты, темпера-* тура воздуха минусовая. Через несколько десятков шагов оглядываюсь, дневной свет уже исчез. Прикрываю лампу ладонью, и стена мрака смыкается вокруг меня. Я тут же звонко стукаюсь каской о железную трубу воздухопровода и теперь понимаю удивление Константина Филипповича, когда я хотел идти в кепке. За время своего по хода по .руднику я несчетное количество раз стукался о трубы, о своды, о торчащие камни, и каска надежно спасала мою го лову. Все, что я здесь увидел, значительно от личалось от того, что приходилось видеть на угольных шахтах Кузбасса. Здесь не бы ло шахт — вертикальных глубоких колод цев, штольни начинались прямо с поверх ности. Если уголь залегает пластами и направление штреков можно определить за ранее, здесь, на Акташе, выработки шли по самым неожиданным направлениям, следуя за изменчивым течением ртутной руды. Прочность породы .позволяла обходиться без креплений, выработки принимали самые разнообразные очертания и размеры. То мы шли в полный рост и я не доставал рукой до свода, то сгибались в три погибели, то ползли на животах и вдруг оказывались в огромных камерах. Особенно большое впечатление на меня произвела одна такая камера (уж не пом ню, на каком горизонте): луч света от лам пы не доставал потолка, в камере можно было давать цирковые представления. По дну ее с грохотом ползал железный ковш — скрепер, который таскала взад-вперед на стальных тросах электрическая лебедка. Скрепер сгребал обрушившуюся после от- палки руду к колодцу, ведущему на ниж нюю штольню, руда попадала в вагонетки и вывозилась на поверхность. — Хотите посмотреть на самородную ртуть? —спросил меня Константин Филип пович. Он свернул в боковую выработку, ныр нул в какую-то нору. Вообще он двигался здесь, под землей, ползал по всем этим но рам с завидной легкостью и каким-то маль чишеским задором и, кажется, ни разу еще не стукнулся каской. Я пополз следом, гля дя на подошвы его сапог. Но вот сапоги исчезли: их хозяин развернулся и теперь пополз куда-то вниз вперед ногами. Со скользнув в неглубокий колодец, он стал подсвечивать мне, показывая, куда поста вить ногу, за что придерживаться. И вот мы в невысоком тупичке. Кон стантин Филиппович направляет луч света на стену. — Вот! — говорит он. Я пока ничего не вижу. — Ближе наклонитесь. И я замечаю, что поверхность скалы вся покрыта мелкими круглыми буоинками. Я провожу ладонью, бусинки скатываются вниз, на ладонь налипают блестящие круг лые шарики. Ртуть! 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2