Сибирские огни, 1967, № 4
МИХАИЛ МИХЕЕВ ПУТЕШЕСТВИЕ НА АКТАШ Н еск о л ь к о л е т н а з а д я п р о е х а л на м а ш ине по Ч у й с к о м у т р а к т у и о т к р ы л д л я се бя во л ш еб н у ю с т р а н у — Г о р н ы й А лтай . С тех п о р е з ж у ту д а к а ж д ы й год. Я лю б лю Ч у й ски й т р а к т , эту д о р о гу в го р а х — а с ф а л ь т о в у ю л ен то ч к у , п р о л о ж е н ную чер ез кам ен и сты е осы пи, чер ез т а е ж ные р а с п а д к и , чер ез речки, п р о зр ач н ы е, ш ум н ы е и х о л о д н ы е, ч ер ез п ер евал ы , где л ето м бел ею т сн еж н ы е п о л ян к и , а на ск л о н ах р а с т у т гр о м ад н ы е я р к и е ц веты К а ж д ы й к и л о м е тр это й д о р о ги о т к р ы в а е т гл а за м но вы е и н о вы е к ар ти н ы , и н о гд а р а д о с тн ы е и л и р и чески е, и н о гда су р о в ы е и м р ачн ы е, но в с е гд а н еи зм ен н о во л н ую щ и е, к ак п о л о тн а вели ки х х у д о ж н и к о в . Я зн а ю к а ж д ы й к и л о м етр д о р о ги , и все р а в н о п р о е зж а ю по ней с тем ж е ч у в ство м , что и в п ервы й р аз. П ер ед о ч ер ед н о й п о езд к о й за ш е л я с л у чайн о в р ед а к ц и ю ж у р н а л а в очер ко вы й о тд ел. Р е д а к т о р а о т д е л а я сч и т ал сер ь ез ным, « р ац и о н ал ь н о » н астр о ен н ы м ч е л о в е к о м и, п р и зн аю сь, н еск о л ьк о у д и в и л ся , у в и д е в у н его на сто л е сбо р н и к ф ан тасти ч еск и х р а с с к а зо в Е ф р е м о в а . И у ж совсем не о ж и д а л , что р а зго в о р н ач н е тся им ен но с него. К н и га б ы л а за л о ж е н а к а р а н д а ш о м . Р е д а к т о р о тк р ы л ее и за д у м ч и в о п о сту ч ал п а л ь ц а м и по стр ан и ц е. — « О зе р о го р н ы х д у х о в » ч и тал ? К он ечн о, я ч и т а л Е ф р е м о в а . — Л ю б о п ы тн ы й р а с с к а з: о зер о ртути... В ж и зн и бы т а к — д о б ы в а т ь бы л о бы к ак легко! Ч е р п ай в ед р о м — и р а зл и в а й в г р а дусники... А к а к на сам о м д е л е р ту ть д о б ы ваю т, зн аеш ь? — П р и б л и зи те л ьн о . — В от и я п р и б л и зи тел ь н о ,— с к а з а л р е д а к т о р .— И б о л ьш и н ство ч и тател ей то ж е. А х о тел о сь бы у зн а т ь п оточнее, п о н и м аеш ь? Я н а ч а л п о н и м ать. Н а А л тае есть р ту тн ы й р у д н и к... Н а А кташ е, за Ч и би то м . — Э то по Ч у й ск о м у т р а к т у ? — Ч у й ск о го т р а к т а теп ер ь нет,— с к а з а л я.— Е сть ав т о м о б и л ь н а я д о р о га Н о в о сибирск — Б и й ск — Т а ш а н т а . С н ял и ста р о е н азв а н и е . 146 — Сняли, значит... Автомобильная доро га... Нет, не звучит! Угробили романтику. Кому помешало старое название? Я этого не знал, хотя был согласен с ре дактором. Название дороги стало точным... и неинтересным. — Ладно,— сказал редактор.—Это дело особое. Сейчас в нашей с тобой повестке — ртутный рудник. Может, заглянешь на не го? Сам посмотришь, читателям расска жешь. Вдруг там ртуть ведрами черпают. И вот опять я на Чуйском тракте. Во время прежних своих поездок, я редко за бирался дальше трехсот пятидесятого ки лометра, считая от Бийска. Проехав катун- ские бомы со звучными алтайскими назва ниями — Коркечу, Кынгырар, Еломан (ради того только, чтобы посмотреть на эти бомы, стоит проехать триста пятьдесят километ ров!), я устраивал последний привал на. песчаном пляже в устье речки Большой Ело ман, впадающей в Катунь. С заездом на Те- лецкое озеро впечатлений за поездку наби ралось достаточно, уже начинала утомлять дорога, уже хотелось домой... Нынче место моего назначения Акташ — это четыреста сорок пятый километр. Не останавливаясь на Большом Елома- не, я проезжаю поселок Иню, тракт спус кается в долину реки Чуй — самого большо го и, вероятно, самого мутного притока Ка- туни. По имени Чуй тракт и получил свое на звание, но сама река нравится мне значи тельно менее, чем Катунь,— она не такая выразительная и характер у нее уже не грозный, а скорее вздорный. Зато горная цепь слева от дороги ста новится выше, горы — обрывистее, деревья растут здесь только кое-где у подножий, вершины гор голы, по склонам спускаются каменистые осыпи. Узкая долина, по кото рой идет дорога, вся завалена обломками скал — следы оползней и обвалов. Возле самой ^дороги лежит «камешек» с вагон троллейбуса величиной; он еще совсем све женький на вид, не успел позеленеть и за расти мохом. На вершине хребта осталось
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2