Сибирские огни, 1967, № 4
— Знаем, знаем! Это ЧГ1 мы уже всюду, где можно, обсуждали! Несвежие у вас факты. — И с пастухами в стадах обсудили? — С ними-то зачем? — изумился он. Можн'' ли было упустить такую возмож ность доказать прямо в чумах, что не все старые обычаи хороши?! V II Совхоз «Казымский» — рентабельное, окрепшее за последние три года хозяйство. Прибыль от оленеводства и звероводства по лучает солидную. Но оленьи стада на Ка- зыме в этой пятилетке расти не будут. В плане совхоза «стабильное поголовье» — 21500 голов. В сельхозуправлении объясня ют, что увеличивать поголовье не позволяет оленеемкость пастбищ. Но это, пожалуй, причина десятая. Пастбища можно найти в зоне подгайги и тайги, богатой ягельниками. Дело в нехватке кадров: если увеличить двухтысячное стадо голов на 200—250, его будет почти невозможно обслуживать —и сегодня на одного пастуха приходится оле ней вдвое больше нормы. В трудных и привычных условиях север ные кочевники делают свое дело хорошо. Они гостеприимны и жизнерадостны (не зря у ханты одно из популярных ругательств: «У-у! Скушный морда!»). Их хозяйство вы годно и им, и стране. Почему же торговля, культура, медицинское обслуживание там — «скушный морда»?.. После Казыма я улетел из Березова в Ломбовож, к оседлым манси, бывшим оле неводам Саранпаульского совхоза. Сделали ломбовожцев оседлыми — и за были о них. В деревне 150 избирателей, 104 работоспособных. Работает 27 человек — от Сосьвинского рыбучастка. 7 человек оста лись охотниками совхозными. Остальным работы нет, живут «натуральным хозяй ством»: запасают рыбу, бьют осенью уток. Их юрты немногим отличаются от старого чума. Я увидел то же, что А. Лоскутов в 1931 году (сборник «В братской семье на родов»): «низенькие бревенчатые юрты с бе рестяными крышами. Одно крошечное око шечко. Вся мебель состоит из низенького столика и нар вдоль стен. На них сидят и спят» (стр. 1Э) В ломбовожском магазине — карамель и затхлая мука. Председатель Саранпаульско го рыбкоопа т. Мантюков освободил себя от забот: «В Ломбовоже наших рабочих нету». Сосьвинский коллега его т. Мингалев тоже спокоен: «Не нашего сельсовета Ломбовож». В результате ломбовожцам негде купить керосин, спирт, сахар, масло, муку... Еще два года назад женщины Ломбовожа рабо тали на звероферме, доили коров, мужчины пасли оленей. Сегодня нет ни оленей, ни фермы, ни коров... За месяц до меня приезжал в Ломбовож Виктор Дмитриевич Смолеев, секретарь рай кома. Читал лекцию о международном по ложении. Вопросы ему задавали о внутрен нем, ломбовожском положении. — Полгода керосину нет, в темноте си дим. Когда привезут? — Когда рабкооп работу наладит? — Где нашим бабам робить нынче? — Почему Сосьвинскому Совету нас не передают? Целый год мы ничьи! Тов. Смолеев заверял, обещал, успокаи вал. На том дело и кончилось. Все осталось по-прежнему. Не смог? Забыл? Не знаю. Но ведь са мые прекрасные слова, самая звонкая агита ция не приносят пользы и радости, если сло ва расходятся с делами. V III Совсем недавно писал Рытхеу: «Пастуха нельзя перевести на оседлость точно так же, как нельзя оленя привязать к одному месту» («Нева», 1966, № 2). Прав и Шесталов. «Молодые хотят стать космонавтами, капитанами, учеными, врача ми, учителями. Только никто почему-то не хочет быть оленеводом. Может, в этом ви новат и я?» («Синий ветер каслания»). Искать, кто виноват, может быть, и не стоит. Эю не решит проблемы. Может быть, лучше добросовестно торговать с кочевни ками. Вести не словесную, а сугубо пред метную (скажем, раскладная мебель для чума) пропаганду. А «выводить на солныш ко» нужно равнодушных — они вредней все го. О них еще тридцать лет назад писал «Советский Север» (кстати, дельный и нуж ный был журнал): «Часто местные работ ники прикрываются условиями Крайнего Севера, которые якобы не позволяют по-на стоящему развернуть работу» (1934, № 6). Перевод кочевников на оседлость равно значен ликвидации целой отрасли хозяйства, необходимой Северу и не только Северу. Не следовало бы в этом соревноваться. Кочуют геологи, кочуют строители, ко чуют оленеводы. Не умней ли, не выгод ней ли благоустроить и обеспечить их коче вой быт? 10 Сибирские огни № 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2