Сибирские огни, 1967, № 4

— Знаем, знаем! Это ЧГ1 мы уже всюду, где можно, обсуждали! Несвежие у вас факты. — И с пастухами в стадах обсудили? — С ними-то зачем? — изумился он. Можн'' ли было упустить такую возмож­ ность доказать прямо в чумах, что не все старые обычаи хороши?! V II Совхоз «Казымский» — рентабельное, окрепшее за последние три года хозяйство. Прибыль от оленеводства и звероводства по­ лучает солидную. Но оленьи стада на Ка- зыме в этой пятилетке расти не будут. В плане совхоза «стабильное поголовье» — 21500 голов. В сельхозуправлении объясня­ ют, что увеличивать поголовье не позволяет оленеемкость пастбищ. Но это, пожалуй, причина десятая. Пастбища можно найти в зоне подгайги и тайги, богатой ягельниками. Дело в нехватке кадров: если увеличить двухтысячное стадо голов на 200—250, его будет почти невозможно обслуживать —и сегодня на одного пастуха приходится оле­ ней вдвое больше нормы. В трудных и привычных условиях север­ ные кочевники делают свое дело хорошо. Они гостеприимны и жизнерадостны (не зря у ханты одно из популярных ругательств: «У-у! Скушный морда!»). Их хозяйство вы­ годно и им, и стране. Почему же торговля, культура, медицинское обслуживание там — «скушный морда»?.. После Казыма я улетел из Березова в Ломбовож, к оседлым манси, бывшим оле­ неводам Саранпаульского совхоза. Сделали ломбовожцев оседлыми — и за­ были о них. В деревне 150 избирателей, 104 работоспособных. Работает 27 человек — от Сосьвинского рыбучастка. 7 человек оста­ лись охотниками совхозными. Остальным работы нет, живут «натуральным хозяй­ ством»: запасают рыбу, бьют осенью уток. Их юрты немногим отличаются от старого чума. Я увидел то же, что А. Лоскутов в 1931 году (сборник «В братской семье на­ родов»): «низенькие бревенчатые юрты с бе­ рестяными крышами. Одно крошечное око­ шечко. Вся мебель состоит из низенького столика и нар вдоль стен. На них сидят и спят» (стр. 1Э) В ломбовожском магазине — карамель и затхлая мука. Председатель Саранпаульско­ го рыбкоопа т. Мантюков освободил себя от забот: «В Ломбовоже наших рабочих нету». Сосьвинский коллега его т. Мингалев тоже спокоен: «Не нашего сельсовета Ломбовож». В результате ломбовожцам негде купить керосин, спирт, сахар, масло, муку... Еще два года назад женщины Ломбовожа рабо­ тали на звероферме, доили коров, мужчины пасли оленей. Сегодня нет ни оленей, ни фермы, ни коров... За месяц до меня приезжал в Ломбовож Виктор Дмитриевич Смолеев, секретарь рай­ кома. Читал лекцию о международном по­ ложении. Вопросы ему задавали о внутрен­ нем, ломбовожском положении. — Полгода керосину нет, в темноте си­ дим. Когда привезут? — Когда рабкооп работу наладит? — Где нашим бабам робить нынче? — Почему Сосьвинскому Совету нас не передают? Целый год мы ничьи! Тов. Смолеев заверял, обещал, успокаи­ вал. На том дело и кончилось. Все осталось по-прежнему. Не смог? Забыл? Не знаю. Но ведь са­ мые прекрасные слова, самая звонкая агита­ ция не приносят пользы и радости, если сло­ ва расходятся с делами. V III Совсем недавно писал Рытхеу: «Пастуха нельзя перевести на оседлость точно так же, как нельзя оленя привязать к одному месту» («Нева», 1966, № 2). Прав и Шесталов. «Молодые хотят стать космонавтами, капитанами, учеными, врача­ ми, учителями. Только никто почему-то не хочет быть оленеводом. Может, в этом ви­ новат и я?» («Синий ветер каслания»). Искать, кто виноват, может быть, и не стоит. Эю не решит проблемы. Может быть, лучше добросовестно торговать с кочевни­ ками. Вести не словесную, а сугубо пред­ метную (скажем, раскладная мебель для чума) пропаганду. А «выводить на солныш­ ко» нужно равнодушных — они вредней все­ го. О них еще тридцать лет назад писал «Советский Север» (кстати, дельный и нуж­ ный был журнал): «Часто местные работ­ ники прикрываются условиями Крайнего Севера, которые якобы не позволяют по-на­ стоящему развернуть работу» (1934, № 6). Перевод кочевников на оседлость равно­ значен ликвидации целой отрасли хозяйства, необходимой Северу и не только Северу. Не следовало бы в этом соревноваться. Кочуют геологи, кочуют строители, ко­ чуют оленеводы. Не умней ли, не выгод­ ней ли благоустроить и обеспечить их коче­ вой быт? 10 Сибирские огни № 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2