Сибирские огни, 1967, № 4
своих оленей отдал! Нет, как волк берет!.. Но волки настоящие все же многочислен ней и опасней. Облава для них для брига ды — непосильное дело. Проще — травить. Да нечем. Возят с собой «химию» и смеются: — Безопасные таблетки, с похмелья их пить... Наташа Афанасьева, веттехник совхоз ный, не смеется: — Яд плохой, старый — фторацетат ба рия. Меня геологи попросили хромую соба ку отравить. Я ей с ядом мяса скормила сколько, а она вон все еще бегает! Выдаем его пастухам, чтобы только списать... Не при сылают свежих ядов. И не только ядов. Удивительно, как иные «торги» и «снабы» ухитряются создавать на Севере дефицит даже из самых недефицит ных вещей! Десятки необходимых товаров называли пастухи. Списки этого «дефицита» я потом читал в конторе совхоза — копии заявок (рыбкоопу, райпотребсоюзу, окруж ному управлению сельского хозяйства и т. д.) на 1964, 1965, 1966 годы. Три года в заявках соль-лизунец. Стаду надо на зиму 500—600 килограммов. Плохо оленям без соли: тощают, болеют. И три года лизунца не везут... Слаб ремень из ров дуги, поэтому есть заявки на юфть, ворови- ну, сыромять. Не везут... Сукно (черное — для чума, цветное — для отделки меховой одежды), палатки, спальные мешки, висячие керосиновые лампы, дымовые шашки, би нокли, селитра, колокольцы-«ботала», пат роны к «ТОЗовке» — все есть в заявках. А товаров нет! Директор совхоза Вокуев рассказывает: — Пастухам и охотникам бинокли, к примеру, нужны — развинчивают, один на двоих делят. Шлем мы в Ханты-Мансийск заявку: «Надо 24 бинокля за наш счет». Но нельзя, оказывается, бинокли получать по безналичному расчету. Платить наличными совхоз не имеет права. Деньги у нас есть — годовой доход хозяйства 229 тысяч. Но ку пить нельзя. Выясняли, выясняли — нет, не купить совхозу биноклей. Ладно, пишем, привезите их в магазин, люди купят сами. Не везут. Три года уже тянется разговор и переписка, с той самой поры, как колхозы в совхоз объединились.VI VI В совхозной конторе собрание. Тради ционный табачный дым коромыслом. И сре ди множества « к а к » и «почему» пастухи на довольно высоких нотах разговаривают с директором о другой сфере: — Раньше, Михаил Иваныч, Степа Бата тов красным чумом командовал, киномеха ник был. Теперь он бригадир. Хороший бри гадир. А красный чум где? Кино где? Книж ку нам кто читает? Нету. Целый год Ванька Меров заведует, а в стадах не бывал. У-у, скушный морда! По Казыму пьяный ша тается. Пошто не воюешь с ним? В Салехарде, например, бездоказательно считают, что красный чум сегодня — анахро низм, «отслужил свое». В Ханты-Мансийске думают только «изучать этот вопрос». — Чего тут изучать? — кипятится Воло дя Артеев, секретарь Ямало-Ненецкого окружкома комсомола.-—Надо от красных чумов отказаться — и все. — А чем заменить? — Да, чего там заменять? Все равно они нигде по существу не действуют! Это у Артеева главный аргумент: узако нить отсутствие культурно-массовой работы с оленеводами. Легко и просто. Но что такое красный чум сегодня? Это киномеханик (обычно он же и «зав»), учи тель (он же библиотекарь), фельдшер и пастух (для перевозки чума, имущества ■и людей надо 40—50 быков, а это уже стадо). В 30-е годы красные чумы подчинялись непосредственно райкомам партии, работни ки этого «клуба на нартах» были в штате райкома. Сегодня киномеханик («зав») под чинен конторе кинофикации и отделу куль туры, учитель—районо, фельдшер — район ной больнице, пастух — кому-либо из них, либо совхозу. Ответственных много, но от ветить, скажем, за то, что казымский крас ный чум второй год не работает,— некому. Спросить —не с кого. «Изучить этот вопрос» и впрямь необхо димо. Могут оказаться разумными предло жения оленеводов: составляется зимой план каслания стад, тут же составлять бы и ра бочий маршрут красного чума. Решится при этом и проблема транспорта: обслужили пя тую бригаду — пусть она дает оленей в ше стую доехать, шестая повезет дальше. Для этого красный чум со всем штатом надо подчинить дирекции совхоза и заццтересгг- вать его работников материально. Трудней с кадрами. Медиков и на ста ционарах нехватка. Учителей тоже. Однако можно согласиться и на такое: на сезон большого каслания (с марта до ноября) — одни люди, на следующий сезон — другие. Но люди эти нужны, их ждут в бригадах, в них нуждаются оленеводы и их семьи. Ведь бывают еще в их жизни такие случаи: в конце 1965 года юильский фельдшер Чум- баков объезжал совхозные стада. Знал, что в первой бригаде есть беременная женщина, жена ханты Павла Пенчухова. Фельдшер приехал к ним, спросил, когда роды. «Не твое дело»,— ответил ему старик, отец Пав ла. Чумбаков убеждал: нельзя в чуме ро жать. Ему возражали: «Чего ты пугаешь! Мы все в чуме родились!» Потом, чтоб от вязаться, сказали: «Ладно, ты уезжай, у ней тут маленько работа есть, мы ее скоро при везем в твою больницу». А через две недели Мария Пенчухова умерла в чуме при родах. Старые обычаи виноваты? Да. Но почему они столь жи вучи? Тов. Бересневу, и. о. главврача Березов ской районной больницы, не очень хотелось со мной говорить об этом. Он досадливо сморщился; 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2