Сибирские огни, 1967, № 4
Предлагался «бесчумный метод» касла- ния. Но пастухи дружно против: — Не-е... Далеко ходим, долго, за тыщу километров. Целый год ходим. Как без чу ма? Семья — в деревне, сам — как попало, в палатке? Это семья разве будет? Да и же не худо. Оленей днем смотреть надо, ночью надо, волков гонять надо, а ей шить надо, варить надо. Шибко плоховато будет без чума... Георгий Попов поддакивает: —• Слыхали мы про этот метод, пробо вали на Камчатке кочевать с тракторными вагончиками. Не вышло, однако. Трактор жрет больше оленя, бензин надо за ним во зить, масло, железо всякое. Самолет надо то и дело. — А нельзя ли бригаду пастухов менять, ну, допустим, раз в месяц? Тогда не надо чум возить и семью за собой таскать. — Э-э! Это гы нам хочешь про печорских ненцев рассказать? Так у них там показа тельный маленький один колхозик, да и рас стояния не те, что у нас. Не выйдет. Пер вое — то, что олень от тебя отвыкнет и ты оленей забудешь — который больной, кото рый дурной, где совхозный, где свой. Ну. это, может, не первое... Первое — где людей взять на сменную бригаду? У нас на пастуха нагрузка и так сверх всякой нормы —боль ше трехсот голов. Выходит, надо 18 смен ных бригад? Да самолет, чтобы каждую бригаду менять? Нет, так не получится! — Не-е,— тянет Алексей Молданов,— чум —- хорошо! Видел вчера? Один час —• разобрали чум, поехали! Приехали — один час, и поставили, печку зажгли, чай кипит. И жена тут. Хорошо!.. Кстати, чум без женщины —не чум. Женщине работы в нем — уйма. Перечис лять не стоит, это обычная «куча забот» домохозяйки, только в условиях севеоных кочевок гораздо более трудоемкая. Между прочим, разборка и установка чума —жен ское дело, ведь мужья в это время со ста дом. Бригаде полагается (кем и когда «по ложено», я так и не мог узнать) иметь одну чумработницу, есть в бригаде лишь один «женский оклад» — 11 рублей в месяц. — Пошто женщины у нас так обиже ны? — спрашивают пастухи. Этот «женский вопрос» к проблеме кад ров имеет прямое отношение. Как и сам чум. Справочники и монографии успокаива ют: быт коренных народов Севера неузна ваемо изменился. 15 лет назад в сборнике «В братской семье народов» (Тюмень, 1951) утверждалось даже, что «на всем Казыме, в самых отдаленных местах совершенно не осталось кочевников» (стр. 28). Но кочевни ки есть и по сей день, хотя быт их действи тельно изменился. Однако не всюду так уж неузнаваемо. В чумах пастухов-коми есть теперь раз борный пол из широких досок. Вместо дым ного чувала — печка из железной бочки с трубой. Умывальник. Посуда. «Спидола» I V (слушать, правда, приходится по строгой норме, еще весной 1965 года совхоз заказал 250 комплектов питания, но батареек так и нет). А в чумах ханты и ненцев нет еще порой и железной печки — железную бочку «до стать» надо, сделать из нее печь тоже не просто, а к центральной усадьбе юильские и нумтовские пастухи бывают ближе всего зимой — «всего» в 300—500 километрах.. V « П ер е в о д ко ч евы х х ан ты и н ен ц ев н а о сед ло сть и м еет п р о гр ес си вн о е зн ач ен и е» ,— т а к к атего р и ч н о с ф о р м у л и р о в а л а и дею « Т ю м ен ск ая п р а в д а » (5 м а р т а 1966 г.). А не л иш н е бы сп р о си ть о л ен ев о д о в : к о ч е в а т ь л и им, о с е д а ть или у л у чш и ть ко чево й бы т? — П аст у х и кочую т, х о р о ш о д е л а ю т сво е д ел о ,— го в о р и т М и х а и л И в а н о в и ч В о к у е в , д и р ек то р « К а зы м с к о го » .— В о т т а к бы сво е д ел о д е л а л и все, к то д о л ж е н п а с т у х о в о б с л у ж и в а т ь ,— т о р го в л я , м ед и ц и н а, к у л ь т у р а К очевн и ки , на б ед у свою , п р и вы к л и , п р и тер п ел и сь к то м у , что о б с л у ж и в а ю т их п л о хо. Т о р гую т, н ап р и м е р , т а к . И з Ю и л ь ск а о т п р ави л и три с а м о л е т а о л ен ьи х туш . Н а д р у гой д ен ь один А Н -2 в ер н у л ся с « т о в а р о м » — Б ер езо в ск и й р ай п о тр еб со ю з п р и с л а л 100 я щ и ков сп и р та (по ящ и к у н а ж и т е л я !), х о тя н е д о ст атк а в нем не о щ у щ ал о сь . М акси м Т ар л и н , у п р а в л я ю щ и й Ю и л ьски м о тделени ем р ай п о тр е б с о ю за , в о тч ая н и и л о м ал руки. — М у к у н адо ! С у ш к у н адо ! Г д е т о в а р ? С пирт везеш ь, а м а с л а н ет? — к р и ч ал он .— К о ж у , сап оги к и р зо в ы е н а д о . С к о р о к а с л а т ь , в ту н д р у уйдем ск о р о — т а м гд е ку п и ш ь?.. С то ящ и ко в — ах , теб е х о р о ш о , п л ан с р а з у вы полнил! М у к о й п л ан не вы п о л н и ш ь!.. О н кр и ч ал , а Б е р е зо в с к и й р а й п о т р е б с о ю з не сл ы ш ал . С а м о л е т у л етел . И с н а б ж а ю т т а к ж е, к а к то р гу ю т. С е в е р ны й су х о вей — во л к и . О д и н « у сл о вн ы й во л к» — п о д сч и тал и о к р у ж н ы е ста т и с ти к и — за го д у н о си т 700 р у б л ей из с о в х о зн о й к а с сы. Н о во л ки н а С е в ер е б ы в а ю т р азн ы е . — Н а в о л к о в у м ен я в б у м а ге г р а ф а есть,— ж а л у е т с я И в а н А л е к с а н д р о в и ч К а н ев,— а на ге о л о го в — н ету. А он и у к р а д у т о л еш к а, к у д а его п и сать? П и ш у н а в о л к о в . Е ф и м К а н е в , т р и д ц а т и л е т н и й п а с т у х , что е х а л с н ам и из К а зы м а , р а с с к а зы в а л : — С л ы ш у , в е р т о л е т сел н е д а л е к о . П о т о м — пах! пах! — д в а р а за . П о б е ж а л я, в и ж у в в ер то л е т о л е ш к а т о л к а ю т . Д а л е к о бы л о , не д о б е ж а л , у л етел и ... В Б е р е зо в с к о й го сти н и ц е я в с т р е т и л С е м ен а В а си л ь ев и ч а С е м я ш к и н а , д и р е к т о р а со в х о за « С а р а н п а у л ьс к и й » в П р и п о л я р н о м У р ал е. И он — о том ж е: — Г ео л о ги б е з о б р а зя т . Ч т о ни го д , то бо л ьш е. И все б е з н а к а за н н о . Н ы н еш н и м л е то м в о дн о м с т а д е 30 го л о в в зя л и « за так » ... — П р и ш ел бы , п о п р о си л — р а з в е н ам ж а л к о ? — го в о р и л Е ф и м .— И л и п р и в е з бы бо ч ку ж ел езн у ю , бр о со ву ю , д а я бы ем у тр ех 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2