Сибирские огни, 1967, № 4

зуют подземное тепло, отдыхающие круглый год получают к столу свежие овощи. За Мякитом дорога, петляя, поднимает­ ся на Яблоновый перевал. Внизу серебри­ стая река. До облаков, кажется, подать ру­ кой. Н-о вот мы на самой вершине, а обла­ ка снова в вышине. На краю обрыва — скромный обелиск. Зимой вокруг него кружит метель, летом его обмывают дожди, обдувают ветры. Это памятник отважным советским людям, ко­ торые вели здесь телефонную линию и погибли при исполнении служебного долга. У обелиска — венок из свежих веток стла­ ника и букетик цветов. Вот и поселок Стрелка, здесь наша ма­ шина свернет с основной трассы. До Сред- некана — 90 километров. Пустяки. Для ко­ лымчан это не расстояние. Кто в первый раз едет по этой дороге, не устанет восхищаться живописной доли­ ной. Но шофер— весь внимание: прижимы, глубокие повороты, отвесные обрывы. До поселка Усть-Среднекан мы доехали за семь часов. Билибин и его группа в 1928 году добирались сюда целый месяц, сплавляясь по Малтану и порожистой Бо- хапче. Из радиожурналистов здесь еще никто не бывал. «Очень мало пишут о нашем при­ иске»,— с упреком говорила мне Екатерина Михайловна Жмуренко, начальник отдела труда и зарплаты прииска «Среднекан». Екатерина Михайловна выросла в боль­ шой шахтерской семье в Донбассе. Рабо­ тала несколько лет на Шпицбергене маши­ нистом электровоза. Здесь — с 1951 года. Женщины любят рассказывать о своих детях (Екатерина Михайловна — тоже не исключение: у нее дочь и два внука, живут в Донецке), но охотнее всего, как о своем детище, она говорила о прииске. Старательский прииск «Среднекан», пер­ вый на Колыме, открыли в марте 1929 года. Техника у старателей была примитивной, и в недрах Срёднеканской долины осталось немало золота. И вот снова в старую за­ брошенную долину' пришли люди. На бере­ гу Колымы они стали строить новый посе­ лок, чуть выше старого. Так началась вто­ рая жизнь прииска «Среднекан». Среди первых новоселов возрожденного прииска была и Екатерина Михайловна настоящий летописец своего поселка. Она бережно хранит вырезки из газет, в кото­ рых хоть что-нибудь писалось о Среднека- не, фотографии. На одной из фотографий нетронутая колымская тайга. — Это до строительства,— говорит она.— А это мы уже пробили первую просе­ ку... А это наш поселок сейчас. Жмуренко назвала мне лучшие бригады прииска. Ее память удерживает множество цифр. Она знает проценты выполнения пла­ на за любой год, выработку каждой бри- гады. — З а в т р а п о п л ы вете на « Т о п о гр аф и ч е­ ский»,— сказала Жмуренко.—Там началы ником Григорий Алексеевич Алексеев, ста­ рожил Колымы. Мой первый учитель на се­ верной земле. Чудесный человек. ...Утром проснулась рано и изумилась, выглянув в окно: выпал снег. Вот так здо­ рово: еще вчера не знали, куда деваться от жары! Я забеспокоилась, не сорвалась бы поездка. Но она состоялась: необходимо было вывезти с участка добытое золото, Да и снег растаял. На «Топографический» летом и осенью можно проехать только по Колыме, другого пути нет. И об этом не пришлось пожалеть: путешествие по реке на катере — одно удо­ вольствие: Колыма разлилась широко и привольно, даже пороги скрылись под водой. Колыма — самая большая река Крайне­ го Северо-Востока. Ее протяженность — 2600 километров. По ней сплавляются гру­ зы для приисков Чукотки и Якутии. Кроме того, Колыма таит в себе огромную энер­ гию, а ведь, по сути, дефицит электроэнер­ гии стал уже тормозом золотодобычи в на­ шей области. На XXIII съезде партии магаданская делегация проявила инициативу и настой­ чивость, и ее предложение записано в Ди­ рективах по пятилетнему плану: «Ускорить строительство и ввод новых энергетических мощностей в Магаданской области, обеспе­ чивающих дальнейшее увеличение добычи золота, олова и других цветных металлов в районах Северо-Востока СССР». Эти строки претворяются в жизнь: изы­ скания ведутся и на Колыме и на чукотской реке Амгуэме. Здесь будут строиться гид­ роэлектростанции. До «Топографического» мы доплыли по течению за сорок минут. На берегу уже ждал грузовик: на другой машине и не проехать. Впрочем, через несколько минут и грузовик забуксовал в небольшом лесоч­ ке. Остановились. Тишина. Только птицы поют да жужжат шмели. Зимой, когда мо­ розы под 60, кажется, все живое вымер­ зает. А вот пригрело солнце — и все ожило. Через час грузовик вытащили из боло­ та и мы выехали в долину. Здесь когда-то уже добывали золото, высятся горы промы­ той земли. По этим отвалам и проходит дорога. Умелым шофером надо быть, чтобы водить здесь машину. В конторе мы встретились с Алексеевым, начальником этого участка. Григорий Алек­ сеевич на Севере уже тридцать лет. Он знает все горняцкие профессии: ведь начи­ нал шахтером, забойщиком. Алексеева очень беспокоит текучесть кадров. Сказывается сезонность: летом людей много надо, зимой сокращать приходится. На участке глубоко залегающих россыпей нет, подземные пески зимой не добывают, один ремонт техники остается. Да и сокращение льгот северянам не способствовало закреплению кадров. Ядро коллектива участка составляют опытные горняки, такие, как Василий Яков­ левич Подвигин. Он руководит большой 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2