Сибирские огни, 1967, № 4
По достоинству оценили гидравличе ский способ и соседи широкинцев —гор няки прииска «Ударник». После заверше ния сезона, когда подвели экономические итоги, оказалось, что золого, добытое на гидроэлеваторах, намного дешевле, чем на промприборах. На следующий год без шума и лиш них дебатов начали внедрять гидравлику на «Мальдяке», и она так полюбилась зо лотодобытчикам, что они полностью отка зались от приборов. С ее помощью они заново перемывают всю Мальдякскую до лину, и старейший прииск Колымы пере живает сейчас вторую молодость. Инициативу Шевцова ,поддержали и областные газеты и областное радио, но понадобилось еще несколько лет борьбы, пока гидравлика не совершила победного шествия по приискам не только Колымы, но и Чукотки. А что Дмитрий Николаевич Шевцов? Неугомонный этот человек не остановился на достигнутом: недавно ездил в Новоси бирский Академгородок — знакомился с гидропушкой Войцеховского. Потом по смотрел ее в действии на угольных шах тах Донбасса. Склоняется к мысли, что ее можно применить и в горной промыш ленности Крайнего Севера. Своим энтузиазмом Шевцов заразил, заехав на несколько дней в Москву, про фессора инженерно-строительного инсти тута имени Куйбышева Петра Николае вича Каменева. Встретились они на даче Петра Николаевича, проговорили всю ночь, а вскоре после того старый профес сор (ему 73 года) махнул в далекий Ма гадан, чтобы на месте помочь в усовер шенствовании, а значит и в увеличении производительности гидроэлеваторов (вы брать наиболее выгодный диаметр горло вины, насадки, пульповодов). Конструкторы Дальстроя тоже внесли свою лепту в совершенствование гидро элеватора, предложив цилиндрическую горловину вместо конической. Испытания превзошли все ожидания: пульпа подня лась на высоту 18 метров, производитель ность установки достигла двух тысяч ку бометров в сутки. На испытаниях присут ствовал и профессор Каменев. Гидравлика завоевала свое место под солнцем, а ее энтузиаст Дмитрий Никола евич Шевцов награжден орденом Ленина. 3 Запомнилась мне поездка на Средне- кан. Дорога прямо от Магадана взбегает на косогор и исчезает вдали. Вот она, знаменитая колымская трасса, протянув шаяся через болота и мари, через горы и реки на тысячу с лишним километров. Легко мчится наша машина по хорошо укатанному шоссе. И с теплой благодарно стью думаешь о тех, кто проложил этот путь в тайгу, кто первым прошел по этим местам пешком. Ты много видела героев — Следы их замела пурга... Эту песню на слова Оскара Волина привез на Колыму московский композитор Борис Тихонов, который недавно приез жал к нам на гастроли. Ей, трассе, посвящают свои стихи по эты. Ее называют артерией жизни, ко лымской кормилицей, коридором велико го колымского общежития. Четвертое десятилетие служит она северянам, но они (неблагодарные!) уже недовольны еюз стара, узка. Вот бы построить железную дорогу от Магадана через Якутск до Большого Невера! Днем и ночью идут по трассе больше грузные ЗИЛы, МАЗы, ЯЗы, КРАЗы. Они доставляют в горняцкие поселки, на при иски продовольствие, технику, горючее, строительные материалы. И поток этих грузов с каждым годом растет... Остались позади пригородные поселки: Сокол (поселок авиаторов), Стекольный завод, Хасын (поселок геологов), Палат ка (когда-то здесь стояла палатка изыс кателей, название так и закрепилось). Здесь много любителей-огородников: почти возле каждого дома — тепличка. Выращивают помидоры, огурцы, лук, ре диску. Картошка растет только но побе режью. Зато капуста дает всюду такие высокие урожаи, что мы могли бы ее вы возить за пределы области. Миновали Карамкен, чистый и краси вый,—цитадель дорожников: здесь глав ное дорожное управление Колымы. Труд ного перевала, который в 1932 году штур мовали трактористы, нет: строители его уничтожили. Сам поселок приютился у взорванных гранитных утесов. Дома раз бросаны среди высоких стройных лист венниц. А вот и Атка. Некоторые считают, что поселок получил свое название от сокра щенного «автотракторная колонна». Жи вут здесь шоферы —люди мужественной профессии. Здесь, в Атке, жил и работал Анато лий Яценко. Свою семилетку этот води тель большегрузных автопоездов выпол нил за три года восемь месяцев. Впервые я увидела Анатолия на заседании прези диума обкома профсоюза. К трибуне по дошел высокий стройный юноша. У него светлые, как лен, волосы, голубые глаза. Очень красила его доверчивая, теплая улыбка. Просто и очень скромно расска зывал он о своей работе. Потом не раз мы встречались на трас се. Шоферов, которые работают безава рийно, я часто спрашивала: «Везет?» — «Да я за машину душу отдаю!» — отвеча ют обычно. Так и Яценко. Автомобиль он изучил до тонкостей, всегда тщательно готовил его к рейсу. И автотрассу знаег 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2