Сибирские огни, 1967, № 4

По достоинству оценили гидравличе­ ский способ и соседи широкинцев —гор­ няки прииска «Ударник». После заверше­ ния сезона, когда подвели экономические итоги, оказалось, что золого, добытое на гидроэлеваторах, намного дешевле, чем на промприборах. На следующий год без шума и лиш­ них дебатов начали внедрять гидравлику на «Мальдяке», и она так полюбилась зо­ лотодобытчикам, что они полностью отка­ зались от приборов. С ее помощью они заново перемывают всю Мальдякскую до­ лину, и старейший прииск Колымы пере­ живает сейчас вторую молодость. Инициативу Шевцова ,поддержали и областные газеты и областное радио, но понадобилось еще несколько лет борьбы, пока гидравлика не совершила победного шествия по приискам не только Колымы, но и Чукотки. А что Дмитрий Николаевич Шевцов? Неугомонный этот человек не остановился на достигнутом: недавно ездил в Новоси­ бирский Академгородок — знакомился с гидропушкой Войцеховского. Потом по­ смотрел ее в действии на угольных шах­ тах Донбасса. Склоняется к мысли, что ее можно применить и в горной промыш­ ленности Крайнего Севера. Своим энтузиазмом Шевцов заразил, заехав на несколько дней в Москву, про­ фессора инженерно-строительного инсти­ тута имени Куйбышева Петра Николае­ вича Каменева. Встретились они на даче Петра Николаевича, проговорили всю ночь, а вскоре после того старый профес­ сор (ему 73 года) махнул в далекий Ма­ гадан, чтобы на месте помочь в усовер­ шенствовании, а значит и в увеличении производительности гидроэлеваторов (вы­ брать наиболее выгодный диаметр горло­ вины, насадки, пульповодов). Конструкторы Дальстроя тоже внесли свою лепту в совершенствование гидро­ элеватора, предложив цилиндрическую горловину вместо конической. Испытания превзошли все ожидания: пульпа подня­ лась на высоту 18 метров, производитель­ ность установки достигла двух тысяч ку­ бометров в сутки. На испытаниях присут­ ствовал и профессор Каменев. Гидравлика завоевала свое место под солнцем, а ее энтузиаст Дмитрий Никола­ евич Шевцов награжден орденом Ленина. 3 Запомнилась мне поездка на Средне- кан. Дорога прямо от Магадана взбегает на косогор и исчезает вдали. Вот она, знаменитая колымская трасса, протянув­ шаяся через болота и мари, через горы и реки на тысячу с лишним километров. Легко мчится наша машина по хорошо укатанному шоссе. И с теплой благодарно­ стью думаешь о тех, кто проложил этот путь в тайгу, кто первым прошел по этим местам пешком. Ты много видела героев — Следы их замела пурга... Эту песню на слова Оскара Волина привез на Колыму московский композитор Борис Тихонов, который недавно приез­ жал к нам на гастроли. Ей, трассе, посвящают свои стихи по­ эты. Ее называют артерией жизни, ко­ лымской кормилицей, коридором велико­ го колымского общежития. Четвертое десятилетие служит она северянам, но они (неблагодарные!) уже недовольны еюз стара, узка. Вот бы построить железную дорогу от Магадана через Якутск до Большого Невера! Днем и ночью идут по трассе больше­ грузные ЗИЛы, МАЗы, ЯЗы, КРАЗы. Они доставляют в горняцкие поселки, на при­ иски продовольствие, технику, горючее, строительные материалы. И поток этих грузов с каждым годом растет... Остались позади пригородные поселки: Сокол (поселок авиаторов), Стекольный завод, Хасын (поселок геологов), Палат­ ка (когда-то здесь стояла палатка изыс­ кателей, название так и закрепилось). Здесь много любителей-огородников: почти возле каждого дома — тепличка. Выращивают помидоры, огурцы, лук, ре­ диску. Картошка растет только но побе­ режью. Зато капуста дает всюду такие высокие урожаи, что мы могли бы ее вы­ возить за пределы области. Миновали Карамкен, чистый и краси­ вый,—цитадель дорожников: здесь глав­ ное дорожное управление Колымы. Труд­ ного перевала, который в 1932 году штур­ мовали трактористы, нет: строители его уничтожили. Сам поселок приютился у взорванных гранитных утесов. Дома раз­ бросаны среди высоких стройных лист­ венниц. А вот и Атка. Некоторые считают, что поселок получил свое название от сокра­ щенного «автотракторная колонна». Жи­ вут здесь шоферы —люди мужественной профессии. Здесь, в Атке, жил и работал Анато­ лий Яценко. Свою семилетку этот води­ тель большегрузных автопоездов выпол­ нил за три года восемь месяцев. Впервые я увидела Анатолия на заседании прези­ диума обкома профсоюза. К трибуне по­ дошел высокий стройный юноша. У него светлые, как лен, волосы, голубые глаза. Очень красила его доверчивая, теплая улыбка. Просто и очень скромно расска­ зывал он о своей работе. Потом не раз мы встречались на трас­ се. Шоферов, которые работают безава­ рийно, я часто спрашивала: «Везет?» — «Да я за машину душу отдаю!» — отвеча­ ют обычно. Так и Яценко. Автомобиль он изучил до тонкостей, всегда тщательно готовил его к рейсу. И автотрассу знаег 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2