Сибирские огни, 1967, № 3
Что кто-то тебя остановит Заждавшийся. В дом позовет он..; Ох, ноженьки, ноженьки ломит И пусто за поворотом... Ольга Сергеевна легко и с удовольствием вспоминала свои девичьи вирши, очень далекая от тех настроений, что когда-то навеяли их. Этой весной она побывала там, в домике на опушке, чуть поодаль от рабочего поселка, рядом с железнодорожной больницей, где когда-то работал отец. Весь их больничный городок был, как называлось, «за линией». А линия —блестящие нитки железнодорожных путей. Они и были началом ее дорог. , ^ На кладбище она сразу нашла могилу отца, не забытый мачехой холмик с кустиками анютиных глазок, с обветшавшим крестом. А мать и в смерти была далека от отца, в другом конце кладбища. Ольга Сер геевна долго искала эту заброшенную, заросшую безвестной травой могилу. Очистила ее от бурьяна. Думала, вспоминала, возрождая в себе образ матери, неясный и непостижимо любимый, горький образ человека, покинувшего жизнь по своей воле. И как тогда, в детстве, воз никало то же неясное и непостижимое чувство вины перед ней. И вины перед отцом. Мачеха сберегла его книги, старые письма друзей, пожелтевшие школьные тетради Ольги Сергеевны. «И вот тоже твое, Оленька», по дала она папку детских рисунков. Первые смешные, неуклюжие попыт ки запечатлеть карандашом и даже акварелью лица родных, подруг, учителей. Угловатые, непохожие и все же похожие. Детство и счастли вое и горькое обступило Ольгу Сергеевну. На каждом рисунке рукой отца проставлена дата. Значит, он берег их неспроста. Именно отец утверждал ее в мысли, что «живопись при звание Оленьки». И значит любил, коли в этих нескладных рисунках увидел будущее дочери. То, без чего она бы не выжила. Но и любовь отца и его виноватые заботы —все оставила Ольга Сергеевна «за линией», когда шестнадцатилетним подростком тайком бежала из дому, не сумев преодолеть жестокой девчоночьей вражды к мачехе, презрения к отцу. Пустилась в путь тотчас же, вечером того дня, как получила паспорт. В Ленинград, к тетке^—сестре матери. С ожесточившимся сердцем, звереныш, не научившийся еще ни любви, ни прощению. В школьной, старенькой, с оббитыми углами сумке лежала и тетрадка с ее стихами. Много позже, когда она уже исколесила полстраны, появились в тетрадке и строчки о дорогах. Но тогда она не знала еще, что самые трудные впереди. Дороги любви и дороги материнства, дороги войны и утрат. Лишь предчувстви ем были тогда эти стихи. А теперь и это «за линией». Иногда ей казалось, что прожита не одна жизнь, а несколько, мно жество коротких и непохожих друг на друга жизней. И нынче^ вот эта... Как начало какой-то иной... В хлебной степи с белой медвяной дорогой, со щедрым степным солнцем, с озабоченными и веселыми встречными шоферами и лихим свистящим шепотом их машин, от которых она отсту пала в запыленную придорожную траву. Ждала, когда уляжется пыль. И снова шла. Дороги... дороги... Сейчас они разматывались перед ней, как кинолента, запущенная с финала. Молодость кончилась, когда она шла за гробом Андрея. Кладбище было на горе, и дорога к нему подымалась круто. Лошадь тощая, кости 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2