Сибирские огни, 1967, № 3
Надо сказать, что в молодой поэзии Советской Сибири, особенно в середине 20-х годов, в ранних стихах многих из названных по обоим «рядам» поэтов, сильно звучали, а иногда и преобладали мотивы преклонения и увлечения нетронутой, своенравной и стихийной мощью сибирской природы, ядреной своеобычностью глухоманного жизнен ного уклада и быта, романтикой «варнацкой» бывальщины и бродяжничества. «У ме ня ж разбойная родня!»— лихо представлялся лирический герой «сказаний» М. Скура това. «Биографию стихов» своих Вас. Непомнящих начинал с поминания «деда — ши рокоплечего каторжанина, душегуба, не помнящего родства». «Ты опять зовешь меня бродяжить»,— обращался к тайге молодой И. Мухачев, а еще более юный Павел Ва сильев с озорной отчаянностью утверждал: «Я уж давно и навсегда бродяга...» Правда, уже тогда у этого, по верному замечанию С. Залыгина, очень «стихийного» таланта, в том же стихотворении «Сибирь», вслед за приведенной выше строкой, хоть и очень еще безлико и бесплотно, «прорицается» будущее края: «Но верю крепко — повернется жизнь, и средь тайги Сибирские Чикаго (так тогда величали Новосибирск.— А. С.) до облаков поднимут этажи». А в другом стихотворении поэт уже более предметно взыва ет: «Моя страна, спеши сменить скорей те бусы из клыков зверей — на электрические бусы!». И, наконец, о значительной, появившейся на сибирском поэтическом небосклоне полвека назад и все ярче разгорающейся в наши дни плеяде поэтов, для которых Си бирь стала поэтической родиной в силу величайших общественных событий и процес сов эпохи. Уже на каком-то этапе творческого пути поэты нашли эту свою родину по тяготению и движению собственной души, творческих исканий и замыслов. Так, в годы Октября и гражданской войны, в первые дни Советской власти, в по трепанных и продымленных красноармейских шинелях или партизанских полушубках, с тетрадкой стихов, написанных у бивачных костров или в теплушках эшелонов, с первой ли тощенькой своей книжицей в солдатской котомке или за пазухой, с раз ных концов революционной России и даже из-за границы пришли впервые в Сибирь Иван Ерошин, Вивиан Ития, Александр Оленич-Гнененко, Никандр Алексеев и ряд других. Пришли да и остались на земле сибирской, захваченные вулканической мощью происходящих на ее необетованных пространствах событий, зачарованные первоздан- ностью и своеобразием ее «жанра и пейзажа», прямо просившимися в стихи, в поэ тические образы. В присущем тогда всей русской революционной поэзии «всемирно взвихренной» ро мантической и символической приподнятости Вивиан Итин провозглашал: И если ночь вокруг темней, Мы разбросаем маяками В тайге и пропасти степей Сердца, зажженные кострами!.. Здесь будет центр всемирных грез, Здесь —в беспредельной нашей шири! И сказкой вспомнится гипноз Пустынь таинственных Сибири.., Вместе с немногими стихотворцами эти «приезжие» литераторы и составили из начальное творческое ядро новых глав Сибирианы, принялись вдохновенно раздувать поэтический очаг «Сибирских огней...» Спустя четверть века, также по послевоенным дорогам, аж из самого Берлина, прибыли на берега Оби (то в госпитальном поезде, то со строевым предписанием) и, что называется, прикипели навсегда поэтическими узами к новой своей родине Николай Перевалов, Леонид Решетников и другие, теперь уже «закадычно», сибирские поэты. А с тех пор, как со всех конров Союза по партийному зову, с комсомольской путевкой хлынула со всех концов Союза молодежь на сибирские ударные стройки, на целину, с нею и из ее среды пришло в литературу немало поэтов, прочно я надолго связавших свою творческую юность с «передним краем» всенародного созидательного труда, та лантливо заявивших о себе стихами, первыми своими книгами, наполненными роман тикой больших дел и чувств (М. Борисова, И. Фоняков и др.). 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2