Сибирские огни, 1967, № 3

светлой, жизнеутверждающей любви к своему родному краю, веры в его великую, не- пробужденную и неизведанную мощь, надежды на его, пусть еще отдаленное, но боль­ шое будущее и высокое предназначение в судьбах всей Родины. Пожалуй, наиболее полно и отчетливо историческое и жизненное своеобразие и судьбы своею родного края, формирование общественного и поэтического самосознания того времени выразил в своем творчестве Иннокентий Омулевский (Федоров), которого современники и земляки-почитатели называли «отцом сибирской поэзии». Еще в конце прошлого столетия он следующим образом выразил главную свою жизненную привя­ занность, составляющую и основное содержание его поэзии: „.Знаешь ли, за что люблю я так тайгу? Она являе мне живое вонлощенье Страны моей родной: в ней то же запустенье. Такой же в ней хаос, безлюдье, тишина. И так же благом прав обижена она. В ней столько же богатств, не тронутых от века..; Но вглядываясь в отдаленный «чудный миг», когда «в лучах рассвета растает мгла над дремлющим краем», Омулевский с радостным волнением предвещал время, когда и Сибирь «даст миру могучего поэта», и сюда «со всех сторон сойдутся на работу твои сыны — твои богатыри», и здесь «заменят торг — науки алтари»... Этому поэтическому предвидению, устремленному в будущее поэтическому вооб­ ражению способствовали реальные исторические предпосылки и условия, складывавшие­ ся в Сибири уже в прошлом веке. Ведь именно в сибирской каторге и ссылке, начиная с Радищева и декабристов, томились, погибали, но не угасали, а жарче разгорались свободолюбивые сердца и умы России, крепла ненависть к самодержавному деспотиз­ му и крепостничеству; здесь родился девиз, озаривший на целый век пути революцион­ ной борьбы в России: «Из искры возгорится пламя!». Через сибирские этапы и казематы шли в революцию передовые люди из всех слоев народа, Сибирь была школой револю­ ционной закалки для целых поколений сынов и дочерей рабочего класса, партии больше­ виков. И самое главное, здесь, как скажет полвека спустя советский поэт о том време­ ни и о той былой Сибири, «где трудится, где мыслит Ленин, здесь, в Шушенском, про­ ходит о с ь 3 е м л и... сквозь вьюли Девятнадцатого века, Двадцатый век, он разгля­ дел тебя...» (С. Щипачев.) Уже тогда, на заре социалистической революции, в годы жесточайшей полицей­ ской реакции, поэтическая мысль и мечта о судьбах родного края, безраздельная влюб­ ленность в его природную красу и мощь целеустремленно связывались с этим большим значением Сибири в самом революционном движении всей России с убежденным пред­ видением необходимости и неизбежности коренной ломки всего строя и уклада жизни, революционных потрясений и преобразований во всей стране. Сибирский поэт Г. Вят­ кин еще в предреволюционные годы писал: Сибирь, Сибирь —огромное кладбище... Мы перепашем старые пути, Чтоб радостней, обильнее и чище Иная жизнь могла здесь расцвести.« „.Далее разговор должен пойти уже о совершенно новом этапе как в самой дей­ ствительности, так и во всей духовной жизни нашего народа,— о грозовых Октябрь­ ских днях, гражданской войне и полном утверждении Советской власти на сибирских пространствах. Но мне хотелось бы пока только на материале прошлого попытаться раскрыть, посильно проследить и осмыслить и с т о к и литературного явления, представляющегося мне весьма значительным, своеобразным и цельным составным звеном в нашей эпиче­ ской и лирической, классической и современной советской поэзии. ' Явление это можно назвать С и б и р и а н о й . 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2