Сибирские огни, 1967, № 3
никогда не исключало и не исключает, а на оборот, предполагает терпимость в отноше нии к религиозным организациям, которые лояльны к Советскому государству. Но это вовсе не значит, что мы заинтересованы в укреплении «живой церкви», отмечал Е. Ярославский. Назначение церкви, в том числе, и «живой», не изменилось. Поэтому и с «живой церковью» необходимо вести борьбу, как и со всякой другой цер ковью. Большая атеистическая работа партий ных организаций Сибири, в которой выдаю щаяся роль принадлежит Е. Ярославскому, способствовала дальнейшему ослаблению влияния церковников на массы трудящихся. Процесс освобождения от религиозных предрассудков, особенно от влияния право славной церкви, наблюдался почти повсе местно. Весной 1922 года, рассказывал Е. Ярославский, жители Судженки первый раз в жизни выгнали скот в поле без мо лебна. «Прошлый год молились, молились в Егорьев день, а скота половина перемер ло. Теперь у нас веры нет». После споров было решено обойтись без «божьей дудки». «Слово божие никто не хочет слушать, и нужды в слове божием в людях не видно, и бога считают ни во что»,— жаловался1 представитель д. Марковкино на районной конференции евангельских христиан в Тай ге Томской губернии в марте 1922 г. В декабре 1922 года Е. М. Ярославский был отозван из Сибири в Москву в распо ряжение ЦК РКП (б). К этому времени си бирская печать постепенно стала выходить из состояния тяжелейшего кризиса, в каком тогда она оказалась. В начавшемся преодо лении кризмоа немалая заслуга принадле жит Е. Ярославскому. Выехав в Москву, Е. Ярославский не порывал связи с Сибирью. На протяжении ряда лет в сибирской печати время от вре мени появлялись его статьи. В январско- февральском номере «Известий Сиббюро ЦК РКП(б)» за 1923 год была опубликова на статья Ярославского «Национальная по литика РКП (б) в Якутии», а в майском но мере того же 1923 года — «Культшефство в деревне», в июле 1924 года его статьи «Па мятка ленинцу» и «Чистка партии» поме стил журнал «Ленинец» —орган Омского губкома РКП (б). И в последующие годы Е. Ярославский продолжал следить за раз витием Сибири, веря в ее великое будущее. Он говорил, что Октябрьская революция вновь открыла Сибирь — открыла для строи тельства коммунизма на земле. 11 Сибирские «гни № 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2