Сибирские огни, 1967, № 3

никогда не исключало и не исключает, а на­ оборот, предполагает терпимость в отноше­ нии к религиозным организациям, которые лояльны к Советскому государству. Но это вовсе не значит, что мы заинтересованы в укреплении «живой церкви», отмечал Е. Ярославский. Назначение церкви, в том числе, и «живой», не изменилось. Поэтому и с «живой церковью» необходимо вести борьбу, как и со всякой другой цер­ ковью. Большая атеистическая работа партий­ ных организаций Сибири, в которой выдаю­ щаяся роль принадлежит Е. Ярославскому, способствовала дальнейшему ослаблению влияния церковников на массы трудящихся. Процесс освобождения от религиозных предрассудков, особенно от влияния право­ славной церкви, наблюдался почти повсе­ местно. Весной 1922 года, рассказывал Е. Ярославский, жители Судженки первый раз в жизни выгнали скот в поле без мо­ лебна. «Прошлый год молились, молились в Егорьев день, а скота половина перемер­ ло. Теперь у нас веры нет». После споров было решено обойтись без «божьей дудки». «Слово божие никто не хочет слушать, и нужды в слове божием в людях не видно, и бога считают ни во что»,— жаловался1 представитель д. Марковкино на районной конференции евангельских христиан в Тай­ ге Томской губернии в марте 1922 г. В декабре 1922 года Е. М. Ярославский был отозван из Сибири в Москву в распо­ ряжение ЦК РКП (б). К этому времени си­ бирская печать постепенно стала выходить из состояния тяжелейшего кризиса, в каком тогда она оказалась. В начавшемся преодо­ лении кризмоа немалая заслуга принадле­ жит Е. Ярославскому. Выехав в Москву, Е. Ярославский не порывал связи с Сибирью. На протяжении ряда лет в сибирской печати время от вре­ мени появлялись его статьи. В январско- февральском номере «Известий Сиббюро ЦК РКП(б)» за 1923 год была опубликова­ на статья Ярославского «Национальная по­ литика РКП (б) в Якутии», а в майском но­ мере того же 1923 года — «Культшефство в деревне», в июле 1924 года его статьи «Па­ мятка ленинцу» и «Чистка партии» поме­ стил журнал «Ленинец» —орган Омского губкома РКП (б). И в последующие годы Е. Ярославский продолжал следить за раз­ витием Сибири, веря в ее великое будущее. Он говорил, что Октябрьская революция вновь открыла Сибирь — открыла для строи­ тельства коммунизма на земле. 11 Сибирские «гни № 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2