Сибирские огни, 1967, № 3
рой в своих интересах контрреволюция и как она пользуется ею теперь»1. Разоблачая реакционных представите лей церкви, Е. Ярославский напоминал тру дящимся о той неблаговидной роли, кото рую сыграла большая часть сибирского ду ховенства в годы гражданской войны. В статьях «Дела церковные»* 1 2, «Изъятие церковных ценностей в Сибири и задачи РКП и РКСМ»3 Ярославский обличает по пытки «служителей Христа» использовать в борьбе с Советской властью тяжкое бед ствие — голод. Коммунистическая партия и Советское правительство сделали все, чтобы помочь голодающим. Даже враги вынуждены были признать, что еще не было такого прави тельства, которое бы так энергично боро лось с голодом, как Советское. Трудящиеся требуют и от духовенства действительной помощи голодающим, а не проповедей — говорилось в статье Ярослав ского «Проверка делом». «Возмущенная че ловеческая совесть требует ответа от всех вас. Не словами, а делом. История испыты вает вас своим великим испытанием. И ес ли вы не сумеете в этот грозный момент отдать для умирающего человека золото и серебро храмов, церквей, костелов, синагог, мечетей, ваши серебряные и золотые цепи, кресты, сосуды и прочее — от вас отвернут ся миллионы. Они поймут, что за вашими молитвами нет даже веры... Мы ждем дела, а не слов»4. Изъятие церковных ценностей, накоплен ных путем обмана и эксплуатации трудя щихся, говорилось в статье «Дела церков ные», это «частица русской революции, од но из ее слагаемых. От самих верующих и от тех, кто стоит во главе их, зависит, стать ли сейчас силой, помогающей измученной, голодной крестьянской массе встать на но ги, или стать на ее пути тормозом, цепью, преградой, пытающейся повернуть вспять колесо истории, бег локомотива революции. Локомотив революции безжалостен, колесо истории назад не повернется»5. Е. Ярославский обличал контрреволюци онную деятельность не только верхушки православной, но и католической, иудейской и других религий, антисоветские провокации Ватикана, раскрывал реакционную роль ре лигиозных сект и групп в Сибири, 17, октября 1920 г., в связи со вскрытием мощей «святого» Симеона в Верхотурском мужском монастыре бывшего Тагильского округа, была опубликована статья Ярослав ского «Симеон праведный Верхотурский»6. В ней говорилось, что 24 сентября 1920 г., в присутствии 10 тысяч верующих, были вскрыты мощи Симеона, к которым на про, «Нзчеутия Сиббюро ЦК РКП(б)», № 37 1 ноября 1921 г., стр. 26. , / 2 «Советская Сибирь», 17 мая 192 *? г 3 «Известия Сиббюро ЦК РКП(б~)».' № 49 1 июня 1922 г., стр. 4—12. 4 «Красный Алтай», 28 февраля 1922 г. «Советская Сибирь», 17 май 1922 г. ' «Советская Сибирь», 17 октября 1920 г. тяжении более 200 лет стекались паломни ки со всех концов России, особенно с Урала Сибири. Иг гроба, обшитого шелками и зо лотом, вместо «нетленных благоуханных мо щей «святого» извлекли вату новейшей вы делки, стружку, полуистлевшие кости, ле жавшие небольшой кучкой на дне гроба и, видимо, принадлежавшие не одному, а не скольким «святым». В гробу был также най ден детский череп и к нему челюсть взрос лого человека. Всему этому архиереи и монахи и заставляли людей поклоняться, пользуясь их невежеством, легковерием, и приносить трудовые копейки в карманы цер ковников. Разоблачая контрреволюционную по литику церковной верхушки и антинауч ность различных религий, Е. Ярославский вместе с тем внимательно следил за изме нениями, которые происходили в церкви. Дело в том, что по мере укрепления Советской власти, часть духовенства стала сходить с антисоветских позиций и встава ла на путь приспособления религиозной идеологии и церковной организации к но вым условиям. Выражением этих изменений и явилось «обновленческое» движение в церкви. Движение за «обновление», образова ние «живой церкви» охватило и часть ду ховенства Сибири. Представители этого движения выступили за прекращение граж данской войны, осудили действия патриар ха Тихона и других «пастырей», оказывав ших сопротивление в организации помощи голодающим, высказывались за установле ние нормальных отношений церкви с рабо че-крестьянской властью. За пересмотр своего отношения к Совет ской власти первой в Сибири выступила часть священников Томска, учредивших временное томское, а затем и сибирское церковное управление, которое встало на путь официального признания рабоче-кре стьянской власти как власти «божьего во лею», выступило с требованием проведения реформы внутри церкви. В статье «Сибирское церковное управле ние»1, анализируя «обновленческое» движе ние, Е. М. Ярославский писал, что трудя щимся далеко не безразлично, в чьих ру ках окажется организация верующих — будет ли церковь одним из гнезд проповеди гражданской войны, или это будет церковь лояльная, приемлющая Советскую власть. Приветствуя отказ священников- «живоцерковников» от борьбы с революци онными массами, Ярославский вместе с тем призывал рабочих и крестьян внимательно присмотреться к новой церкви. «Конечно, крестьянство сможет гораздо спокойнее ра ботать, если, священник его не будет воз буждать против Советской власти. Но са ма-то Советская власть ведь существует не волей божией, как в этом будут уверять, а волей трудящихся масс». Принципиально отрицательное отношение партии к религии 1 «Советская Сибирь», 24 июня 1922 г. 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2