Сибирские огни, 1967, № 3

рой в своих интересах контрреволюция и как она пользуется ею теперь»1. Разоблачая реакционных представите­ лей церкви, Е. Ярославский напоминал тру­ дящимся о той неблаговидной роли, кото­ рую сыграла большая часть сибирского ду­ ховенства в годы гражданской войны. В статьях «Дела церковные»* 1 2, «Изъятие церковных ценностей в Сибири и задачи РКП и РКСМ»3 Ярославский обличает по­ пытки «служителей Христа» использовать в борьбе с Советской властью тяжкое бед­ ствие — голод. Коммунистическая партия и Советское правительство сделали все, чтобы помочь голодающим. Даже враги вынуждены были признать, что еще не было такого прави­ тельства, которое бы так энергично боро­ лось с голодом, как Советское. Трудящиеся требуют и от духовенства действительной помощи голодающим, а не проповедей — говорилось в статье Ярослав­ ского «Проверка делом». «Возмущенная че­ ловеческая совесть требует ответа от всех вас. Не словами, а делом. История испыты­ вает вас своим великим испытанием. И ес­ ли вы не сумеете в этот грозный момент отдать для умирающего человека золото и серебро храмов, церквей, костелов, синагог, мечетей, ваши серебряные и золотые цепи, кресты, сосуды и прочее — от вас отвернут­ ся миллионы. Они поймут, что за вашими молитвами нет даже веры... Мы ждем дела, а не слов»4. Изъятие церковных ценностей, накоплен­ ных путем обмана и эксплуатации трудя­ щихся, говорилось в статье «Дела церков­ ные», это «частица русской революции, од­ но из ее слагаемых. От самих верующих и от тех, кто стоит во главе их, зависит, стать ли сейчас силой, помогающей измученной, голодной крестьянской массе встать на но­ ги, или стать на ее пути тормозом, цепью, преградой, пытающейся повернуть вспять колесо истории, бег локомотива революции. Локомотив революции безжалостен, колесо истории назад не повернется»5. Е. Ярославский обличал контрреволюци­ онную деятельность не только верхушки православной, но и католической, иудейской и других религий, антисоветские провокации Ватикана, раскрывал реакционную роль ре­ лигиозных сект и групп в Сибири, 17, октября 1920 г., в связи со вскрытием мощей «святого» Симеона в Верхотурском мужском монастыре бывшего Тагильского округа, была опубликована статья Ярослав­ ского «Симеон праведный Верхотурский»6. В ней говорилось, что 24 сентября 1920 г., в присутствии 10 тысяч верующих, были вскрыты мощи Симеона, к которым на про, «Нзчеутия Сиббюро ЦК РКП(б)», № 37 1 ноября 1921 г., стр. 26. , / 2 «Советская Сибирь», 17 мая 192 *? г 3 «Известия Сиббюро ЦК РКП(б~)».' № 49 1 июня 1922 г., стр. 4—12. 4 «Красный Алтай», 28 февраля 1922 г. «Советская Сибирь», 17 май 1922 г. ' «Советская Сибирь», 17 октября 1920 г. тяжении более 200 лет стекались паломни­ ки со всех концов России, особенно с Урала Сибири. Иг гроба, обшитого шелками и зо­ лотом, вместо «нетленных благоуханных мо­ щей «святого» извлекли вату новейшей вы­ делки, стружку, полуистлевшие кости, ле­ жавшие небольшой кучкой на дне гроба и, видимо, принадлежавшие не одному, а не­ скольким «святым». В гробу был также най­ ден детский череп и к нему челюсть взрос­ лого человека. Всему этому архиереи и монахи и заставляли людей поклоняться, пользуясь их невежеством, легковерием, и приносить трудовые копейки в карманы цер­ ковников. Разоблачая контрреволюционную по­ литику церковной верхушки и антинауч­ ность различных религий, Е. Ярославский вместе с тем внимательно следил за изме­ нениями, которые происходили в церкви. Дело в том, что по мере укрепления Советской власти, часть духовенства стала сходить с антисоветских позиций и встава­ ла на путь приспособления религиозной идеологии и церковной организации к но­ вым условиям. Выражением этих изменений и явилось «обновленческое» движение в церкви. Движение за «обновление», образова­ ние «живой церкви» охватило и часть ду­ ховенства Сибири. Представители этого движения выступили за прекращение граж­ данской войны, осудили действия патриар­ ха Тихона и других «пастырей», оказывав­ ших сопротивление в организации помощи голодающим, высказывались за установле­ ние нормальных отношений церкви с рабо­ че-крестьянской властью. За пересмотр своего отношения к Совет­ ской власти первой в Сибири выступила часть священников Томска, учредивших временное томское, а затем и сибирское церковное управление, которое встало на путь официального признания рабоче-кре­ стьянской власти как власти «божьего во­ лею», выступило с требованием проведения реформы внутри церкви. В статье «Сибирское церковное управле­ ние»1, анализируя «обновленческое» движе­ ние, Е. М. Ярославский писал, что трудя­ щимся далеко не безразлично, в чьих ру­ ках окажется организация верующих — будет ли церковь одним из гнезд проповеди гражданской войны, или это будет церковь лояльная, приемлющая Советскую власть. Приветствуя отказ священников- «живоцерковников» от борьбы с революци­ онными массами, Ярославский вместе с тем призывал рабочих и крестьян внимательно присмотреться к новой церкви. «Конечно, крестьянство сможет гораздо спокойнее ра­ ботать, если, священник его не будет воз­ буждать против Советской власти. Но са­ ма-то Советская власть ведь существует не волей божией, как в этом будут уверять, а волей трудящихся масс». Принципиально отрицательное отношение партии к религии 1 «Советская Сибирь», 24 июня 1922 г. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2