Сибирские огни, 1967, № 3

сом общества, который привык властвовать, который от этой власти не может отказать­ ся и хочет ее удержать, хотя бы для этого надо было истребить половину человечест­ ва»1. Много статей Е. Ярославского посвяще­ но разоблачению контрреволюционной дея­ тельности мелкобуржуазных партий эсеров и меньшевиков. На ярких и неопровержимых фактах он разъяснял трудящимся Сибири, среди кото­ рых было немало обманутых эсеровской пропагандой, гнусную роль эсеров и мень­ шевиков как союзников самых реакционных сил. Партия эсеров,— отмечал Е. Ярослав­ ский в статьях «Последняя надежда»1 2, «Письмо Ив. Юдина»3,— в своих многочис­ ленных постановлениях! подчеркивала, что она не приемла'г ни диктатуры слева (дик­ татуры пролетариата), ни диктатуры справа (диктатуры буржуазии) и стремится высту­ пать в качестве «третьей силы». На самом же деле ее историческая роль свелась не к защите интересов крестьянства, как дока­ зывали вожди эсеров, а к тому, чтобы рас­ чищать дорогу белым генералам или при­ крывать их отступление. Ярославский напо­ минал, что эсеры и меньшевики приняли самое активное участие в свержении власти Советов и организации разгула белого тер­ рора в Сибири в 1918 году. Они расчистили путь для установления самой бешеной, «ху­ же всякой царской», военной диктатуры Колчака. Но и после того, как Колчак за­ лил кровью Сибщэь, Зензинов — бывший эсеровский член так называемого «Времен­ ного Правительства» в*Омске — продолжал уверять, что «Колчак —■несомненный демок­ рат». Судебные процессы над Унгерном и Бакичем еще раз со всей очевидностью и неприглядностью вскдрыи связь эсеров и меньшевиков с самыми худшими видами белогвардейщины. Статьи Е. Ярославского были направле­ ны не только на высвобождение из-под влияния эсеров и меньшевиков наиболее осталых слоев населения, особенно кресть­ ян, но и на отрыв от эсеро-меньшевистоких организаций их членов, которые не были ослеплены злобой к революции и могли из­ менить свое отношение к рабоче-крестьян­ ской власти. Изоляции контрреволюционных элемен­ тов решающим образом содействовал пере­ ход на основе решений X съезда РКП (б) к новой экономической политике. Первым итогом осуществления ее в Сибири,— отме­ чал Е. Ярославский,— явилось действитель­ ное соглашение пролетарской власти с мас­ сой сибирского крестьянства4, изменения в его политических настроениях — новая эко­ номическая политика погасила недовольство крестьян. А это позволило к концу 1921 г.— началу 1922 г. в основном ликвидировать кулацкий бандитизм в Сибири. 1 «Советская Сибирь», 18 сентября 1921 г, 2 «Советская Сибирь», 4 мая 1922 г. 3 «Советская Сибирь», 9 марта 1922 г, 4 «Правда», 17 декабря 1921 г. Е. Ярославский написал ряд статей, ра­ зоблачающих «сменовеховцев»: «Патриоти- ка» (о книге Устрялова «В борьбе за Рос­ сию»), «Смена вех», «Новая вера»1 и др. В них отмечалось, что признание Устряло- вым, Ключниковым, Бобрищевым-Пушкиным и другими лидерами «сменовеховства» един­ ственной реальной политической силой в стране Советской власти, с которой в годы гражданской войны они вели борьбу, яркое свидетельство полного краха попыток сва­ лить рабоче-крестьянскую власть вооружен­ ной силой. Отмечая как положительный факт отказ от вооруженной борьбы против Советской власти и приветствуя тех, кто искренне стремился к участию в восстановлении на­ родного хозяйства страны, Ярославский в то же время разоблачал вздорность на­ дежд «сменовеховцев» на внутреннее пере­ рождение Советского государства. В борьбе с буржуазной идеологией осо­ бый интерес представляют выступления Ярославского в печати по вопросам антире­ лигиозной пропаганды. Е. М. Ярославский — крупный знаток ре­ лигии и один из блестящих пропагандистов атеизма в нашей партии. В научно-атеисти­ ческой пропаганде он исходил из того, что идейная борьба с церковью должна быть всегда подчинена интересам революционной борьбы рабочего класса. Антирелигиозные выступления Е. Ярославского обращались к классовому сознанию верующих, они всег­ да конкретны, связаны с жизненными воп­ росами, волнующими трудящихся, с теми условиями, которые вызывают религиозные предрассудки. При этом он всегда прояв­ лял такт, избегал оскорблений чувств веру­ ющих. Е. Ярославский рекомендовал всем, кто занимался научно-атеистической пропа­ гандой, проявлять терпение, соблюдать «максимум осторожности: там, где мы име­ ем дело с отсталыми крестьянскими масса­ ми, не форсировать, двигаться вперед мед­ леннее, потому что было бы величайшей ошибкой оттолкнуть эти массы, которые приходят к коммунизму, но слишком дале­ кими, слишком извилистыми тропинка­ ми»2. Задача антирелигиозной агитации и про­ паганды,— подчеркивалось в объяснитель­ ной записке, разработанной агитационно­ пропагандистским отделом Сиббюро ЦК РКП (б) под руководством Ярославского,— состоит не только в том, чтобы разрушить старые идеологические устои, очистить ме­ сто для закладки научного фундамента. Нужно также показать трудящимся, как пользовались их верой в бога классовые враги, разъяснять, «каким могучим ору­ жием классового угнетения была в руках командующих классов религия и как нагло и беззастенчиво пользовались народной ве- 1 «Советская Сибирь», 15 марта. 19 октября и 16 ноября 1921 г. 2 Е. Я р о с л а в с к и й . «Пролетарская ре­ волюция в борьбе с религией». 1935, стр, 40. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2