Сибирские огни, 1967, № 3
сом общества, который привык властвовать, который от этой власти не может отказать ся и хочет ее удержать, хотя бы для этого надо было истребить половину человечест ва»1. Много статей Е. Ярославского посвяще но разоблачению контрреволюционной дея тельности мелкобуржуазных партий эсеров и меньшевиков. На ярких и неопровержимых фактах он разъяснял трудящимся Сибири, среди кото рых было немало обманутых эсеровской пропагандой, гнусную роль эсеров и мень шевиков как союзников самых реакционных сил. Партия эсеров,— отмечал Е. Ярослав ский в статьях «Последняя надежда»1 2, «Письмо Ив. Юдина»3,— в своих многочис ленных постановлениях! подчеркивала, что она не приемла'г ни диктатуры слева (дик татуры пролетариата), ни диктатуры справа (диктатуры буржуазии) и стремится высту пать в качестве «третьей силы». На самом же деле ее историческая роль свелась не к защите интересов крестьянства, как дока зывали вожди эсеров, а к тому, чтобы рас чищать дорогу белым генералам или при крывать их отступление. Ярославский напо минал, что эсеры и меньшевики приняли самое активное участие в свержении власти Советов и организации разгула белого тер рора в Сибири в 1918 году. Они расчистили путь для установления самой бешеной, «ху же всякой царской», военной диктатуры Колчака. Но и после того, как Колчак за лил кровью Сибщэь, Зензинов — бывший эсеровский член так называемого «Времен ного Правительства» в*Омске — продолжал уверять, что «Колчак —■несомненный демок рат». Судебные процессы над Унгерном и Бакичем еще раз со всей очевидностью и неприглядностью вскдрыи связь эсеров и меньшевиков с самыми худшими видами белогвардейщины. Статьи Е. Ярославского были направле ны не только на высвобождение из-под влияния эсеров и меньшевиков наиболее осталых слоев населения, особенно кресть ян, но и на отрыв от эсеро-меньшевистоких организаций их членов, которые не были ослеплены злобой к революции и могли из менить свое отношение к рабоче-крестьян ской власти. Изоляции контрреволюционных элемен тов решающим образом содействовал пере ход на основе решений X съезда РКП (б) к новой экономической политике. Первым итогом осуществления ее в Сибири,— отме чал Е. Ярославский,— явилось действитель ное соглашение пролетарской власти с мас сой сибирского крестьянства4, изменения в его политических настроениях — новая эко номическая политика погасила недовольство крестьян. А это позволило к концу 1921 г.— началу 1922 г. в основном ликвидировать кулацкий бандитизм в Сибири. 1 «Советская Сибирь», 18 сентября 1921 г, 2 «Советская Сибирь», 4 мая 1922 г. 3 «Советская Сибирь», 9 марта 1922 г, 4 «Правда», 17 декабря 1921 г. Е. Ярославский написал ряд статей, ра зоблачающих «сменовеховцев»: «Патриоти- ка» (о книге Устрялова «В борьбе за Рос сию»), «Смена вех», «Новая вера»1 и др. В них отмечалось, что признание Устряло- вым, Ключниковым, Бобрищевым-Пушкиным и другими лидерами «сменовеховства» един ственной реальной политической силой в стране Советской власти, с которой в годы гражданской войны они вели борьбу, яркое свидетельство полного краха попыток сва лить рабоче-крестьянскую власть вооружен ной силой. Отмечая как положительный факт отказ от вооруженной борьбы против Советской власти и приветствуя тех, кто искренне стремился к участию в восстановлении на родного хозяйства страны, Ярославский в то же время разоблачал вздорность на дежд «сменовеховцев» на внутреннее пере рождение Советского государства. В борьбе с буржуазной идеологией осо бый интерес представляют выступления Ярославского в печати по вопросам антире лигиозной пропаганды. Е. М. Ярославский — крупный знаток ре лигии и один из блестящих пропагандистов атеизма в нашей партии. В научно-атеисти ческой пропаганде он исходил из того, что идейная борьба с церковью должна быть всегда подчинена интересам революционной борьбы рабочего класса. Антирелигиозные выступления Е. Ярославского обращались к классовому сознанию верующих, они всег да конкретны, связаны с жизненными воп росами, волнующими трудящихся, с теми условиями, которые вызывают религиозные предрассудки. При этом он всегда прояв лял такт, избегал оскорблений чувств веру ющих. Е. Ярославский рекомендовал всем, кто занимался научно-атеистической пропа гандой, проявлять терпение, соблюдать «максимум осторожности: там, где мы име ем дело с отсталыми крестьянскими масса ми, не форсировать, двигаться вперед мед леннее, потому что было бы величайшей ошибкой оттолкнуть эти массы, которые приходят к коммунизму, но слишком дале кими, слишком извилистыми тропинка ми»2. Задача антирелигиозной агитации и про паганды,— подчеркивалось в объяснитель ной записке, разработанной агитационно пропагандистским отделом Сиббюро ЦК РКП (б) под руководством Ярославского,— состоит не только в том, чтобы разрушить старые идеологические устои, очистить ме сто для закладки научного фундамента. Нужно также показать трудящимся, как пользовались их верой в бога классовые враги, разъяснять, «каким могучим ору жием классового угнетения была в руках командующих классов религия и как нагло и беззастенчиво пользовались народной ве- 1 «Советская Сибирь», 15 марта. 19 октября и 16 ноября 1921 г. 2 Е. Я р о с л а в с к и й . «Пролетарская ре волюция в борьбе с религией». 1935, стр, 40. 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2