Сибирские огни, 1967, № 3

Правда, в те трудные, но такие дорогие мне годы «литераторские командировки» никакими удобствами не обеспечивались — просто не было для этого возможностей. В «глубинку» добирайся, как сумеешь: кто-то попутно посадит тебя в таратайку или те­ легу, а то и пешком шагай — на то и молодость, у которой силы немереные!.. Я наблю­ дала деревню, какой она досталась от прошлого: кулаки, всегда в союзе с попами, с тайными и явными самогонщиками и недавними сообщниками разгромленных врагов, и деревенские «трудяги» — середняки, беднота, вдовы солдатские после двух войн. В разных местах я видела в то лето абсолютно зримые черты классовой борьбы. Деревенские разговоры и споры, часто довольно бурные, показывали не только разные классовые интересы, но и самобытные характеры — только, бывало, успевай за­ писывать и запоминать!.. Когда я показала Ивану Григорьевичу толстую тетрадь, за­ полненную записями, он, похвалив, сказал, что такой объемный материал будет очень полезен любому докладчику,— можно ли из него выбрать отдельные места и факты? Конечно!.. Но не буду ли я жалеть об этом? Никоим образом! Я чувствую себя бога­ той: ведь собранного мною хватит на целый роман!.. Так, осмелев от богатого притока нового, я стала работать над первыми «заготов­ ками» романа «Лесозавод». Но, как нередко случается в творческой практике, этот роман был в конечном ито­ ге оттеснен новым замыслом, который постепенно все больше овладевал мною, и над его осуществлением я стала работать «вне очереди». А так как тема и образы этого произведения были мной найдены в ближайшей связи с моей работой в Алтайской совпартшколе, рассказать об этом подробно совер­ шенно необходимо. Советско-партийные школы, возникшие в 1920 году, представляли собой подлинно революционный тип образования для взрослых. Учебная программа совпартшколы, содержавшая общеобразовательные и политико-просветительные предметы, была рас­ считана всего на два учебных года (минус шесть месяцев каникулярных, то есть всего на восемнадцать месяцев). «Нагрузка» была по-своему исключительна, и только сила молодости, помноженная на энтузиазм, могла усвоить эту разностороннюю учебную программу в короткий срок. Направлялась в совпартшколы исключительно молодежь, главным образом вчерашние красноармейцы — пехотинцы, конники, артиллеристы. Были (хотя и в меньшем числе) моряки, главным образом балтийцы. А в целом это был цвет первого поколения комсомола, которое вместе с отцами-коммунистами сражалось на фронтах за молодую Советскую власть. Все эти вчерашние бойцы знали, что через два года они будут направлены на низовую руководящую советско-партийную работу. Как правило, курсанты совпартшколы, сохраняя свою фронтовую закалку и помня, что где-то, на местах, их ждут как свежую молодую силу,— учились старательно, с подлин­ ной неугасимой любознательностью. Совпартшколы созданы по непосредственной ини­ циативе В. И. Ленина. Мы, учителя, в большинстве своем были старше наших взрослых учащихся всего на четыре-пять лет, и каждый из нас стремился найти такой методически верный под­ ход, который всемерно помогал бы нашим курсантам «впитывать» материал. Мне дове­ лось преподавать в СПШ русский язык, литературу, а также историю, или, как она тогда называлась,-«историю классовой борьбы». В ряде методических статей и сове­ тов лекторов проводилась мысль, что для более глубокого, а также и ускоренного усвоения истории лучше всего исходить из событий с «местным колоритом и значением». Б условиях Алтая это связывалось с историей Колывано-Воскресенских заводов. Ведь уже в 1736 году на Алтае, в Змеиных горах были найдены золотые и сере­ бряные руды. Сын одного из зачинателей горнозаводского рода, Демидов Акинфий Ни­ китич (1678_1745), едва ли не богатейший уральский горнозаводчик, приехав в алтай­ ские дебри, быстро «вгрызся» в богатейшие горные недра. Демидов насильно «припи- сал» тысячи крестьян к своим рудникам. Как и на уральском Невьянском заводе, Акинфий Демидов принялся тайно чека­ нить монету из добываемого золота и серебра. В глубоких подземельях, закованные в цепи, не видя света белого, крепостные чеканили демидовские деньги. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2