Сибирские огни, 1967, № 2
ных: чудовищных мамонтов, шерстистых но сорогов, диких лошадей, бизонов, на кото рых приходилось охотиться первобытному человеку, жившему на просторах Сибири около 30 тысяч лет назад... Значит, искус ство Писаных скал на реке Томи более по зднее, чем искусство палеолита. Однако на скале мы не видим изображений домашних животных. Следовательно, это искусство людей, еще не знавших скотоводства и, ко нечно, земледелия». Автор постоянно обнаруживает широкую эрудицию и дотошное знание предмета. Так, для расшифровки одного из самых загадоч ных и поэтичных рисунков — «Лодки — в страну мертвых» —А. Мартынов просле дил путь аналогичных сюжетов в древнем Египте, в Скандинавии, на Онежском озере н на Енисее, на Шишкинских писаницах. Археолог не замыкается только в своей сфере: когда это необходимо, он смело вторгается и в соседние области. Напри мер, для того, чтобы раскрыть смысл ри сунка «Космический» охотник», А. Марты нов анализирует легенды якутов, остяков, тунгусов про охотника, превращающегося в зверя, чаще всего — в медведя. Привлекает он и легенду хантов, считающих Млечный Путь следами лыж «космического» охотни ка Тунк-иоха, который гнался по небу за шестиногим лосем. Говоря про изображение хозяина тайги — лося (излюбленный рису нок древних художников), автор отмечает свежесть восприятия мира, свойственную древним. Полный внимания к «мелочам», он идет по следам многовековой художест венной традиции. Здесь сливается эстетиче ский анализ и поиск археолога. Когдр А. Мартынов рассказывает о своей работе, о нелегких буднях и делах архео лога, его голос обретает пафос, искренность, теплоту. Он выразительно передает роман тику груда человека, который, вооружив шись научным анализом, идет в глубину от шумевших эпох. «Давно,— пишет исследо ватель,— исчезли племена, создавшие писа ницы на берегах Томщ но каждое из них оставило здесь свои следы — древние посе ления, могильники и, наконец, наскальные изображения,— этот окаменелый эпос, эту симфонию древней жизни. Их можно так назвать за торжественную простоту и вели чавость, за реалистическое совершенство». Не все, к сожалению, безупречно в кни ге. Иногда вызывает возражения навязчи вое употребление одних и тех же словосо четаний. Так автор явно злоупотребляет словом «лаконично»: «удивительно лаконич но, живо», «в этой лаконичности художник сумел передать самое главное», «предельно лаконично», «по своей лаконичности и эк спрессии» и т . д. А ведь в небольшой по объему книжке каждое слово на виду. Та лаконичность, о которой так любит говорить А. Мартынов и которая присуща его книге, не всегда является ее достоин ством. Томская писаница, сопутствующая ран ним периодам религии, дает содержатель ный материал для агитатора-атеиста. Хоте лось бы, чтобы атеистический комментарий в популярной книге был более обширным-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2