Сибирские огни, 1967, № 2
тая». С тех пор она несколько раз переиз давалась в Новосибирске, Москве. Новое издание, подготовленное А. Гарф, не является простым повторением прежних сборников. Во-первых, в него включены ранее не известные читателю произведения устного народного творчества, во-вторых, книга получила новое композиционное ре шение: удачно использовано вступление и заключение, в которых поэтически раскры вается история охоты за сказками. Литературная обработка А. Гарф и П. Кучияком произведений устной поэзии основывается на богатых традициях алтай ской сказовой манеры, что дает писателям в своих пересказах добиваться максималь ного выражения идейно-художественного содержания сказки, полного выявления ее национального своеобразия. В пересказах А. Гарф и П. Кучияка учте ны все особенности материала, отобрано наи более ценное, сохранено все яркое, своеоб разное в системе образов, в языке. Произведения устного народного твор чества алтайцев отличаются идейным- богат ством, яркими художественными средства ми, эмоциональностью. Убедительным при мером в этом отношении являются сказки «Семеро братьев», «Шелковая кисточка — Торко-Чачак», «Сартакпай» и др. А. Гарф и П. Кучияк в своих переска зах умело использовали красочные, специ фически алтайские краски, придающие этим произведениям ту поэтическую конкретность, без которой не может существовать подлин но народное произведение. Писатели сохра нили многие традиционные сказочные эле менты: зачин («Далеко-далеко, там, где не бо с землей сливается, на подоле синей горы, на берегу молочного озера жил маль чик»); образы-числа («Были они (семь братьев.— Г. К.), как семь медноствольных лиственниц, крепкие, как семь бурых медве дей, сильные, как семь серых волков, друж ные») ; портретные характеристики («Сам хан Улькер-каан восседал на золотом тро не с тремя ступенями. Глаза его — спокой ные озера, нос — ровная гора, усы закину ты за плечи, борода до колен»); постоян ные сравнения и эпитеты («Ермен-чечен- мать своими белыми руками кожу размина ла, размягчала и сделалась барсова шкура мягкой, как шелк, легкой, как облако»). Все эти и многие другие детали традиционной народной поэтики придают сказкам ярко выраженный национальный колорит. Многие из них удивительно,созвучны на шему времени. Так, в образе богатыря Сар- такпая выражены вековые мечты алтайско го народа о том времени, когда грозные си лы природы будут подвластны человеку. Сочетанием этического и эстетического материала характеризуется сказка «Шел ковая кисточка —,Торко-Чачак», рассказы вающая о торжестве светлой любви краса вицы Торко-Чачак, глаза которой «точно ягоды черемухи, брови — две радуги». Де вушка не только прекрасна внешне, она чи ста нравственно, она великолепная рисо- 184 валыцица. Ее рисунок вызывает восхище ние юного Балыкчи. Это — одно из ярких народных произведений, говорящих о воз действии искусства на человека. Творчески обработав народные сказки, А. Гарф и П. Кучияк сумели донести до читателя весь аромат, все национальное своеобразие алтайского фольклора. Г . П а в л о в СКВОЗЬ МГЛУ БЕКОВ Q лександр Блок однажды сказал: «Ар- " »хеолог— это немножко поэт и не множко влюбленный». Эти слова вспоми наешь, когда читаешь книгу кемеровского археолога А. Мартынова «Лодки — в стра ну предков»1. Книга посвящена Писаным скалам. В Кемеровской области около 500 курганных групп, могильников и поселений древних обитателей. Но самый ценный памятник древности — Писаные скалы. На скалах 286 разнообразных рисунков. Перед взором изумленного и восхищенно го человека встают бегущие олени (на ри сунках отлично передана стремительность движения зверя), человеческие фигуры, ди ковинные лодки... Поздние рисунки отно сятся к железному веку, к первому тысяче летию до нашей эры. Ранние рисунки — к неолиту, к VI—111 тысячелетиям до нашей эры. Что означают все эти рисунки-символы? На этот вопрос и отвечает работа А. Мар тынова. Привлекательная сторона книги—дока зательность. Автор отнюдь не требует, что бы «непросвещенная» публика принимала его выводы на веру А. Мартынов тщатель но аргументирует каждое свое положение. Перед читателем развертывается цепочка увлекательных умозаключений. И поэтому каждый вывод не является неожиданным для читателя, он основательно подготовлен. Ученый срывает покров тайны с фактов, ко торые лишь смутно проступают сквозь не проглядную тьму столетий. «К какому же времени относятся рисунки Писаных скал?— спрашивает автор,— Кем они созданы? Эти вопросы волнуют каждого, кто побывал в галерее древних рисунков. В самых об щих чертах вывод можно сделать сразу, при первом же осмотре скалы Здесь нет ти пичных для древнекаменного века живот 1 А. М а р т ы н о в . Лодки —в «трину пред ков. Кемерово, кн. изд., 1966.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2