Сибирские огни, 1967, № 2

тая». С тех пор она несколько раз переиз­ давалась в Новосибирске, Москве. Новое издание, подготовленное А. Гарф, не является простым повторением прежних сборников. Во-первых, в него включены ранее не известные читателю произведения устного народного творчества, во-вторых, книга получила новое композиционное ре­ шение: удачно использовано вступление и заключение, в которых поэтически раскры­ вается история охоты за сказками. Литературная обработка А. Гарф и П. Кучияком произведений устной поэзии основывается на богатых традициях алтай­ ской сказовой манеры, что дает писателям в своих пересказах добиваться максималь­ ного выражения идейно-художественного содержания сказки, полного выявления ее национального своеобразия. В пересказах А. Гарф и П. Кучияка учте­ ны все особенности материала, отобрано наи­ более ценное, сохранено все яркое, своеоб­ разное в системе образов, в языке. Произведения устного народного твор­ чества алтайцев отличаются идейным- богат­ ством, яркими художественными средства­ ми, эмоциональностью. Убедительным при­ мером в этом отношении являются сказки «Семеро братьев», «Шелковая кисточка — Торко-Чачак», «Сартакпай» и др. А. Гарф и П. Кучияк в своих переска­ зах умело использовали красочные, специ­ фически алтайские краски, придающие этим произведениям ту поэтическую конкретность, без которой не может существовать подлин­ но народное произведение. Писатели сохра­ нили многие традиционные сказочные эле­ менты: зачин («Далеко-далеко, там, где не­ бо с землей сливается, на подоле синей горы, на берегу молочного озера жил маль­ чик»); образы-числа («Были они (семь братьев.— Г. К.), как семь медноствольных лиственниц, крепкие, как семь бурых медве­ дей, сильные, как семь серых волков, друж­ ные») ; портретные характеристики («Сам хан Улькер-каан восседал на золотом тро­ не с тремя ступенями. Глаза его — спокой­ ные озера, нос — ровная гора, усы закину­ ты за плечи, борода до колен»); постоян­ ные сравнения и эпитеты («Ермен-чечен- мать своими белыми руками кожу размина­ ла, размягчала и сделалась барсова шкура мягкой, как шелк, легкой, как облако»). Все эти и многие другие детали традиционной народной поэтики придают сказкам ярко выраженный национальный колорит. Многие из них удивительно,созвучны на­ шему времени. Так, в образе богатыря Сар- такпая выражены вековые мечты алтайско­ го народа о том времени, когда грозные си­ лы природы будут подвластны человеку. Сочетанием этического и эстетического материала характеризуется сказка «Шел­ ковая кисточка —,Торко-Чачак», рассказы­ вающая о торжестве светлой любви краса­ вицы Торко-Чачак, глаза которой «точно ягоды черемухи, брови — две радуги». Де­ вушка не только прекрасна внешне, она чи­ ста нравственно, она великолепная рисо- 184 валыцица. Ее рисунок вызывает восхище­ ние юного Балыкчи. Это — одно из ярких народных произведений, говорящих о воз­ действии искусства на человека. Творчески обработав народные сказки, А. Гарф и П. Кучияк сумели донести до читателя весь аромат, все национальное своеобразие алтайского фольклора. Г . П а в л о в СКВОЗЬ МГЛУ БЕКОВ Q лександр Блок однажды сказал: «Ар- " »хеолог— это немножко поэт и не­ множко влюбленный». Эти слова вспоми­ наешь, когда читаешь книгу кемеровского археолога А. Мартынова «Лодки — в стра­ ну предков»1. Книга посвящена Писаным скалам. В Кемеровской области около 500 курганных групп, могильников и поселений древних обитателей. Но самый ценный памятник древности — Писаные скалы. На скалах 286 разнообразных рисунков. Перед взором изумленного и восхищенно­ го человека встают бегущие олени (на ри­ сунках отлично передана стремительность движения зверя), человеческие фигуры, ди­ ковинные лодки... Поздние рисунки отно­ сятся к железному веку, к первому тысяче­ летию до нашей эры. Ранние рисунки — к неолиту, к VI—111 тысячелетиям до нашей эры. Что означают все эти рисунки-символы? На этот вопрос и отвечает работа А. Мар­ тынова. Привлекательная сторона книги—дока­ зательность. Автор отнюдь не требует, что­ бы «непросвещенная» публика принимала его выводы на веру А. Мартынов тщатель­ но аргументирует каждое свое положение. Перед читателем развертывается цепочка увлекательных умозаключений. И поэтому каждый вывод не является неожиданным для читателя, он основательно подготовлен. Ученый срывает покров тайны с фактов, ко­ торые лишь смутно проступают сквозь не­ проглядную тьму столетий. «К какому же времени относятся рисунки Писаных скал?— спрашивает автор,— Кем они созданы? Эти вопросы волнуют каждого, кто побывал в галерее древних рисунков. В самых об­ щих чертах вывод можно сделать сразу, при первом же осмотре скалы Здесь нет ти­ пичных для древнекаменного века живот­ 1 А. М а р т ы н о в . Лодки —в «трину пред­ ков. Кемерово, кн. изд., 1966.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2