Сибирские огни, 1967, № 2
«когда мы говорим о степени художествен ного обобщения в очерковом произведении, то здесь речь идет прежде всего о харак терах». А ведь в проблемном очерке «Дерзать!» на первом плане все же характеры, и в основе авторской концепции — «характер ный для данного времени факт, имеющий множественное проявление («Вопросы лите ратуры», 1966, № 9). Л. Иванов стремится правдиво показать явления сельской жизни середины шестиде сятых годов, правильно их осмыслить, до копаться до суги этих явлений, вскрыть тенденцию их развития. Борьба секретаря крайкома партии Пав лова — главного героя произведения, извест ного читателям по ранее опубликованным очеркам писателя,— за новые демократиче ские формы руководства сельским хозяйст вом в сложной и противоречивой обстановке 1964 года полна драматизма. Ему не только приходится преодолевать сопротивление председателя крайисполкома Щербинкина, человека, умудренного опытом, осторожно го, находящегося во власти старых привы чек и традиций, но и районных «шаблонни- ков» Поповых и тех «субъективистских», «волевых» установок, которые исходили сверху и нередко сводили на нет усилия целых коллективов. Павлов— стойкий, мужественный руко водитель, душевный коммунист, умеющий возглавить и повести за собой краевую пар тийную организацию. Его сила, обаяние — в органических связях с лучшими людьми, сознающими свою гражданскую ответствен ность за судьбы края, в опоре на широкие массы, в развитии народной инициативы. Вместе со своим героем Л. Иванов постоян но напоминает о том, что самостоятельность и творческая инициатива людей на местах являются главными, определяющими факто рами в достижении производственных ус пехов, что они носят не только этический, а прежде всего экономический характер. Вот почему для Павлова, а также для Несгибаемого, Гребенкина, Сергеева, Масло ва и других сподвижников секретаря край кома самое важное — воспитание в людях независимости характера, демократических убеждений, научного подхода к хозяйствен ным вопросам. И не случайно после поездки в передо вой Иртышский совхоз и бесед с директором совхоза Александром Кирилловичем Коршу ном Павлов строго и беспощадно осуждает себя за промахи: «Не дико ли, что таким прекрасным руководителям, как Коршун, боимся доверить самим хозяйничать на зем ле?.. Это ведь и он, и Щербинкин, и другие областные руководители не помогли Кор шунам развернуться во всю силу, наносили им моральные раны, заставляли идти на обман, Ох, как умно надо руководить таки ми вот Коршунами!» В этом строгом осуж дении собственных ошибок — источник бес компромиссного поведения героя, его пар тийной мужественности. По-новому раскрываются деловые и по литические качества Павлова после октябрь ского Пленума ЦК КПСС 1964 года, устра нившего многие препоны и субъективист ские напластования в партийном руководст ве. Путь Павлова не становится легче, на оборот, он сталкивается с новыми трудно стями- и противоречиями, рождаемыми са мой жизнью. Многогранная деятельность секретаря крайкома партии, охватывающая все звенья хозяйственного, политического и культурно го процесса, помогает Л. Иванову заинтере совать читателя целым рядом новых на зревших проблем. Здесь и задача сближения агрономов-практиков с учеными, и возвра щение к старым, оправдавшим себя на прак тике приемам землепользования, и сокраще ние руководящего аппарата, и вопросы бы тового обслуживания сельского населения. Достоинство очерка «Дерзать!»— именно в его деловом прицеле, в его практической направленности, открывающей людям вер ную общественную перспективу. Ефр Б е л е н ь к и й ПИСАТЕЛИ О СЕБЕ нига «Писатели о себе»1 скромна по ** размерам, по масштабу отраженных в ней литературных явлений, но полна своего общественного и литературного смысла. Тридцать с лишним писательских имен, от раженных в ней, свидетельство интенсивно сти литературной жизни Сибири, культур ного роста нашего края. Ведь до Октября, когда вся литературная Сибирь, активно поддерживаемая А. М. Горьким, работала над изданием одного художественного аль манаха, книга все же не состоялась; между прочим, и потому, что хорошего материа ла, по выражению Горького, было «не густо». Сборник «Писатели о себе» показывает, как за годы революции расширилась литера турная география, и представляет читателю писателей трех крупных городов — литера турных' центров Сибири — Новосибирска, Омска и Томска. Скажем, однако, сразу, что представлен ные в сборнике фамилии не равноценны по своей роли в литературе. Рядом с Анатоли ем Ивановым, Леонидом Ивановым, Ильей Лавровым, Елизаветой Стюарт, Кондрагием Урмановым, Ильей Фоняковым и другими писателями, произведения которых большей 1 Писатели о себе, Новосибирск, Зап.-Сиб, кн. изд., 1966. 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2