Сибирские огни, 1967, № 2

«когда мы говорим о степени художествен­ ного обобщения в очерковом произведении, то здесь речь идет прежде всего о харак­ терах». А ведь в проблемном очерке «Дерзать!» на первом плане все же характеры, и в основе авторской концепции — «характер­ ный для данного времени факт, имеющий множественное проявление («Вопросы лите­ ратуры», 1966, № 9). Л. Иванов стремится правдиво показать явления сельской жизни середины шестиде­ сятых годов, правильно их осмыслить, до­ копаться до суги этих явлений, вскрыть тенденцию их развития. Борьба секретаря крайкома партии Пав­ лова — главного героя произведения, извест­ ного читателям по ранее опубликованным очеркам писателя,— за новые демократиче­ ские формы руководства сельским хозяйст­ вом в сложной и противоречивой обстановке 1964 года полна драматизма. Ему не только приходится преодолевать сопротивление председателя крайисполкома Щербинкина, человека, умудренного опытом, осторожно­ го, находящегося во власти старых привы­ чек и традиций, но и районных «шаблонни- ков» Поповых и тех «субъективистских», «волевых» установок, которые исходили сверху и нередко сводили на нет усилия целых коллективов. Павлов— стойкий, мужественный руко­ водитель, душевный коммунист, умеющий возглавить и повести за собой краевую пар­ тийную организацию. Его сила, обаяние — в органических связях с лучшими людьми, сознающими свою гражданскую ответствен­ ность за судьбы края, в опоре на широкие массы, в развитии народной инициативы. Вместе со своим героем Л. Иванов постоян­ но напоминает о том, что самостоятельность и творческая инициатива людей на местах являются главными, определяющими факто­ рами в достижении производственных ус­ пехов, что они носят не только этический, а прежде всего экономический характер. Вот почему для Павлова, а также для Несгибаемого, Гребенкина, Сергеева, Масло­ ва и других сподвижников секретаря край­ кома самое важное — воспитание в людях независимости характера, демократических убеждений, научного подхода к хозяйствен­ ным вопросам. И не случайно после поездки в передо­ вой Иртышский совхоз и бесед с директором совхоза Александром Кирилловичем Коршу­ ном Павлов строго и беспощадно осуждает себя за промахи: «Не дико ли, что таким прекрасным руководителям, как Коршун, боимся доверить самим хозяйничать на зем­ ле?.. Это ведь и он, и Щербинкин, и другие областные руководители не помогли Кор­ шунам развернуться во всю силу, наносили им моральные раны, заставляли идти на обман, Ох, как умно надо руководить таки­ ми вот Коршунами!» В этом строгом осуж­ дении собственных ошибок — источник бес­ компромиссного поведения героя, его пар­ тийной мужественности. По-новому раскрываются деловые и по­ литические качества Павлова после октябрь­ ского Пленума ЦК КПСС 1964 года, устра­ нившего многие препоны и субъективист­ ские напластования в партийном руководст­ ве. Путь Павлова не становится легче, на­ оборот, он сталкивается с новыми трудно­ стями- и противоречиями, рождаемыми са­ мой жизнью. Многогранная деятельность секретаря крайкома партии, охватывающая все звенья хозяйственного, политического и культурно­ го процесса, помогает Л. Иванову заинтере­ совать читателя целым рядом новых на­ зревших проблем. Здесь и задача сближения агрономов-практиков с учеными, и возвра­ щение к старым, оправдавшим себя на прак­ тике приемам землепользования, и сокраще­ ние руководящего аппарата, и вопросы бы­ тового обслуживания сельского населения. Достоинство очерка «Дерзать!»— именно в его деловом прицеле, в его практической направленности, открывающей людям вер­ ную общественную перспективу. Ефр Б е л е н ь к и й ПИСАТЕЛИ О СЕБЕ нига «Писатели о себе»1 скромна по ** размерам, по масштабу отраженных в ней литературных явлений, но полна своего общественного и литературного смысла. Тридцать с лишним писательских имен, от­ раженных в ней, свидетельство интенсивно­ сти литературной жизни Сибири, культур­ ного роста нашего края. Ведь до Октября, когда вся литературная Сибирь, активно поддерживаемая А. М. Горьким, работала над изданием одного художественного аль­ манаха, книга все же не состоялась; между прочим, и потому, что хорошего материа­ ла, по выражению Горького, было «не густо». Сборник «Писатели о себе» показывает, как за годы революции расширилась литера­ турная география, и представляет читателю писателей трех крупных городов — литера­ турных' центров Сибири — Новосибирска, Омска и Томска. Скажем, однако, сразу, что представлен­ ные в сборнике фамилии не равноценны по своей роли в литературе. Рядом с Анатоли­ ем Ивановым, Леонидом Ивановым, Ильей Лавровым, Елизаветой Стюарт, Кондрагием Урмановым, Ильей Фоняковым и другими писателями, произведения которых большей 1 Писатели о себе, Новосибирск, Зап.-Сиб, кн. изд., 1966. 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2