Сибирские огни, 1967, № 2
Несмотря на ряд частных удач, отдель ных, ярко выписанных образов и жизненно- достоверныд деталей, ься повесть пред ставляет собой упрощенное до схематизма, чисю иллюстративное произведение. При таком подходе к раскрытию темы вся сложность «жизни человеческого духа» остается непознанной, а задача обличе ния корыстного «это — мое» превращается в декларацию. Еще более поучительна неудача А. Зяб- рева, посвятившего целую повесть борьбе с домовладельческими настроениями. Открывается книжка «Пожар под си бирскими кедрами» краткой аннотацией. Она настолько поучительна в своем роде, что заслуживает быть целиком процитиро ванной «Главная тема повести — воспитание человека в труде, в коллективе. Раскры вается она на судьбе Курояатова. «Зверь в работе» — с одной стороны, и тот же Куропатов, мечтающий о своем доме на берегу будущего моря со своим малинни ком, со своим огородом, со своим гнездом редкой птички(П над крышей дома. Ку- ропагову помогают строить дом вначале лишь хапуги(!) братья Бузырины, потом на помощь приходит вся бригада (ха пуг?— Л. Б.). Щепкин, Подвойский. Скоп цов и другие понимают, конечно, собствен нические устремления Куропатова, но они хотят перевоспитать своего товарища де лом— доказать, что коллектив — не пу стая фраза, а реальная сила (помогающая развитию «собственнических устремле ний»?— выходит так.— Л. Б.). Молодая учительница Берта будит в душе Куропа това чистые, еще не ясные для него чув ства и делает отвратительным для Куро патова его маленькое мещанское счастье». (Коллектив с его сомнительными способа ми убеждения сделать этого, конечно, не смог— Л. Б ), Потрясенный исчерпывающей безгра мотностью подобных предварительных све дений, читатель с опаской приступает к самой повести и... приятно разочаровыва ется. А. Зябрев с первых же страниц вво дит нас в мир яркий, зримый, рисует кар тины сочно, выпукло. Перед нами и соро ка, с любопытством и опаской косящая свой глаз на медвежью берлогу в ожида нии пробуждения «таежного хозяина». Здесь и глухарь, что «черным всполохом подмял вершину лиственницы» и тревожно прислушивается к шуму моторов. Здесь же, в лошине, печальная маралуха зали зывает раны на ногах, избитых по утрен нему насту. Сыграна прелюдия, прозвучали ноты предчувствия больших событий, тревожная тема пробуждения хозяина тайги — медве дя. Образ таежного хищника, который все время бродит вокруг новостройки, станет олицетворением темных, мрачных сил, под стерегающих человека. Зверь повстречает ся на пути Куропатову, когда тот будет перетаскивать на строительство своего до ма ворованные бревна, медведь станет причиной гибели Берты, хищник будет по стоянно присутствовать в душах и повад ках братьев Бузыриных. И мотив печаль ной маралухи, и любопытной сороки — все найдет в дальнейшем свое продолже ние, развитие. Нет, нам решительно по ду ше образный строй повести! Первое появление людей. Они выходят в самом прямом смысле из-под земли — из темных и тесных шурфов, которые проби вают для взрывных работ. С первых же слов героя — заявка на своеобразный ха рактер. Немногословный бригадир Щепкин с трудом подбирает выражения, чтобы пе редать свое восхищение миром, как бы за ново распахнувшимся перед ним после многочасовой подземной работы. Здесь же суетливый балагур Скопцов со своей веч ной поговоркой «филькину — митюшку» и пристрастием к анекдотам. Появляется Глеб Подвойский, парнишка, как сразу видно, не от мира сего. А вот и Куропа тов. Этот всей своей манерой, мрачнова той и основательной, сочетанием трудовой устремленности со своекорыстными раз мышлениями о бревнах, которые «все рав но пропадут», тотчас определяет свое ме сто в повести как натура двойственная. Он «зверь в работе» и... Стоп! Начав с комплиментов писателю, что-то чересчур быстро мы скатились на примитивнейший пересказ, прямое подо бие тому, что дано в аннотации. Честное слово, это получилось невольно! Но чем дальше читаешь повесть, тем больше убеж даешься, насколько местами прямолиней но, неглубоко и вместе с тем претенциозно написано произведение. Перед нами несколько пар «чистых» и «нечистых». «Чистые» мечтают о комму низме, разглядывают далекие звезды, кон чают заочные техникумы, значительную часть времени работают на общественных началах, показывают образцы честности, по собственному почину создают на непри ступной скале музей будущего, ведут опы ты по коллективному изучению иностран ных языков с помощью магнитофона, походя расстаются с такими позорными пережитками, как пьянство, успешно бо рются с ветхозаветными обычаями, заме няя крестных «коммунистическими сказоч никами», вечеринки и гулянки — коллектив ными бригадными ужинами с минеральной водой. Дружно взявшись за руки, взма хивая прорезавшимися крылышками, «чи стые» вытягивают из собственнического болота «нечистых». А что же «нечистые»? Ах, как стыдно, как горько им от своих нечистых побужде ний, как мучаются они от сознания своей нечистоты! Мучительно и тоскливо Куро патову продавать на базаре сметану и яйца, больно лелеять мечту о собственном доме и огороде. Страдал, страдал человек, да и грохнул о базарный столик сумкой с продуктами, превратив в густое месиво яйца, творог, сметану, черепки и склянки, 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2