Сибирские огни, 1967, № 2
их взгляды на жизнь. Эта сцена в расска зе изумительна по выразительности. Душный жаркий день. Дорога на клад бище — все время в гору. Зной —плотный и сухой, как из духовки. Мать сомлела, и ее вместе с ребятишками посадили на ма шину у гроба. «На подъеме музыканты не игоали. Один, толстый, красный, в желтой майке и тапочках на босу ногу, сильно отстал. Он нес перед собою на животе геликон и отворачивал лицо от его нестерпимого блеска и жара». Вот этот отставший, толстый и непово ротливый музыкант с пышущей жаром трубой надолго останется в памяти Алек сея, как символ дня-чистилища, как сим вол маленького городишки «в тапочках на босу ногу». Именно в день похорон все, что подспудно накапливалось, проявилось, стало зримым, до боли ощутимым. «Алексей думал о. себе. И с особой остротой видел, что все, что есть теперь в его жизни, все мелко и не так, как хоте лось бы». После смерти отца неожиданную щедрость начинает проявлять мать, о про стых человеческих радостях вспоминает Николай, у него появляется нежное чувст во к детям, потребность любви. И мать и сыновья о строящемся доме теперь дума ют лишь постольку, поскольку он заслу живает этого— жилище, а не идол, кото рому стоило бы поклоняться. Как это всегда бывает с произведения ми подлинно художественными, рассказ М. Рощина позволяет делать выводы о ве щах больших, серьезных — и об экономи ке нашего развития, и о социальных про блемах, представляет собой целое исследо вание по вопросам морально-этическим. Рассказ «Дом» лишний раз убеждает, что нет для литературы мелких тем, что глу бина и художественная сила обобщения не вступают с величиной темы ни в пря мую, ни в обратно пропорциональную за висимость. В повести «Собственный дом» И. Щег лов поставил своей целью показать «тле творность и пагубность влияния собствен нических инстинктов». «Мне не приходилось быть ни владель цем кустарного предприятия, ни содержа телем какого-либо коммерческого заведе ния, ни хозяином частного домовладения... Может быть, поэтому я всегда спал спо койно». После такой полуироничной, полусерь езной заявки следует история обретения и утраты героем повести собственного дома, ставшего причиной целой серии неприят ностей. Не жалея красок, И. Щеглов рас крывает нам всю меру морального паде ния героя, окунувшегося в атмосферу куп ли-продажи недвижимости. Стремясь повыгоднее продать неж данно-негаданно свалившееся на него на следство, новоиспеченный домовладелец вынужден войти в деловые сношения с представителями старого, отживающего мира. К дому прицениваются местный дья кон, спекулянг-перекупщик, элегантные хапуги—директор завода стройматериа лов и его жена, заведующая, детсадом, аптекарь, желающий быть подальше ог посторонних глаз со своими сомнительны ми «порошковыми махинациями». Герой из корыстных побуждений идет на сдел ки с совестью, расхваливает негодный то вар, угодничает перед заведомо подлыми людьми. Ежедневное неотлучное сидение в доме в ожидании покупателей наложило свой отпечаток на весь его облик Он уже три недели не мылся в бане, 1те ■истил обуви не стригся, некурящий, начал курить. Как магнит, частный дом притягивает все гнилое, возрождает все порочное, свое корыстное и отталкивает все морально здоровое. Один из покупателей, рабочий- прокатчик, побывав по настоянию тещи в доме, говорит:' «У нас на заводе таких собственников еще немало. Посмотришь на иных —не работают, а смену отбыва ют. Только и думают про свой домик... А что в этих домах? Веселье и радость?. Там думают, как бы побольше выгадать от собственности, как побольше от государ ства урвать!» По словам, прокатчика, в этих домах не читаю) книг, газет, не думают о политике и общественной работе, жизнь ребятишек отравлена с малолетства... Проделав столь мрачный анализ, про катчик делится своими мыслями —- как «до конца разделаться с этой чертовой част ной собственностью». Оказывается, заста вить людей испытывать «веселье и ра дость», думать об интересах государства больше, чем о собственных, приучить их читать книги, газеты, думать о политике, не отравлять жизнь ребятишек с малолет ства довольно просто: «Понастроить но вых дОмов побольше. Удобств настоящих. Бытоьых комбинатов разных. Тогда и соб ственности конец». Ничего не скажешь, программа борьбы с «тлетворным влиянием собственнических инстинктов» изложена весьма ясно и кате горично; совсем в стиле псевдомарксистской формулы — «быт определяет сознание». Но если такой вывод можно было бы про стить горячему парню — прокатчику, по- видимому, не очень умудренному знанием философии, то совсем уж непростительно оказаться на той же позиции автору пове сти. Но именно к такому итогу приходит И. Щеглов: брось собственный дом, пере ходи в коммунальную квартиру, и частно собственническим настроением придет ко нец. Герой повести только тогда свободно и вздохнул и вновь почувствовал себя человеком, когда безвозмездно передал свой дом в распоряжение коммунального хозяйства. Подобное решение темы воз можно было бы в фельетоне, в сатириче ской сценке. Но, очевидно, нельзя законы одного жанра механически переносить в1 другой без серьезных идейно-художествей- ных потерь. 179 12*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2