Сибирские огни, 1967, № 2
нять и долго не можешь уловить сокро венный их смысл. Разгадать непознанное, в обычном, по всеместном раскрыть по едва уловимым деталям и намекам — глубокое, истинно человечное, смыкающееся в конечном ито ге с самым большим и главным —борь бой за духовное раскрепощение человека от пут прошлого, борьбой за высокие иде алы жизни,— не в этом ли состоит вели кое таинство читательского наслаждения, не в этом ли ключ к пониманию литера турного стиля современности? Все меньше в наши дни становится любителей «облег ченного» чтива, все более властнд зовут к себе книги нелегкие, требующие мыслей и мыслей. Рассказ М. Рощина — одно из прояв лений современного стиля прозы. Все здесь жизненно достоверно, без выкрутасов, и в то же время разносторонне и диалек тически противоречиво. ...По приезде домой Алексей сталкива ется с обстановкой мещански-ограничен- ных интересов. Вся жизнь подчинена од ному —строительству дома. Мать, кре пенькая, суетливая, розовощекая старуш ка, стала жесткой, суеверной, слезливой. — Такую усадьбу оборудоваи-и-им! Такой сад насади-и-им! Козсчек заведе-е- ем, курочек! Тебя ожени-и-им! Как в те ремке, станем жить,— со страстью выкла дывает мать свою заветную мечту. «Оженить» Алексея мать мечтает с оп ределенной целью: у отца предполагаемой невесты деньги «в одну сберкнижку не умещаются», много уже занято у него на строительство дома. Сваты, родители выбирают сыну неве сту, долговые обязательства... В какой век мы попали? Не хватает только долговой ямы да лабазов, чтобы получилось совсем уж Замоскворечье Островского. Патриар хальной ветхозаветностью веет от всего облика матери. Ласково, робко поглажи вая сына по плечу, она говорит: — Нешто я для себя, Лешенька? Мне- то уж скоро... Вам ведь все останется. Как люди, жить будете. А ты-то меньшой, а меньшому, как сказано, отцовский двор... Где, в каких условиях мог сохранить ся в такой девственно нетронутой стадии патриархальных представлений этот ха рактер? А как поступит Алексей, человек, воспитанный в иных условиях? — Да ведь мы где живем, мама? — не смело возражает он.—При Советской вла сти или как? Работай — будет тебе и квартира и дом. Сами знаете, сколько жилья теперь делают... Убедительно? Да, для сына, побывав шего в армии, повидавшего свет, на соб ственном опыте, узнавшем размах строи тельства на Дальнем Востоке. Но мать всю жизнь прожила в маленьком пыльном городке, где «никакого большого строи тельства не велось». — Даю-у-ут!— гянет она.—То-то отец весь век работал -г- домов ему надавали. Так исподволь, на основе решения ча стной проблемы, мы вслед за автором ос танавливаемся перед одной из острых со циальных проблем наших дней. Разве эта узость взглядов матери (а подобными же интересами живут и ее старший сын Ни колай, и нареченная невеста Алексея На стя Звериных, и ее отец Федор Павлович,, выясняющий, какова «перспектива» у бу дущего зятя), разве эта косность укла да жизни —не следствие крайне неравно мерного экономического развития районов нашей страны? Ведь наряду с гигантскими новостройками, крупнейшими промышлен ными центрами, где жизнь бьет ключом, у нас есть множество маленьких городов и поселков, живущих, как этот вот, при станью или станцией, перевалкой грузов с реки на железную дорогу, а го и еще ме нее значительным «производством». В та ких городках трудно найти работу, доб рая половина жителей не занята ни на ка ком предприятии. Огородик, коза, курочки и продажа этой «продукции» на приста нях и полустанках — единственное заня тие для многих и многих. Вот в таких, забытых нашим индустри альным размахом, городках и городишках создается благоприятнейшая почва для махровой обывательщины. Не случайно чеховской тоской наполнен постоянно со путствующий герою рассказа порыв — вернуться, скорее вернуться на Дальний Восток, в свой леспромхоз, к любимой профессии, к Нине. ...Вечером, ужиная в новом, отстроен ном, наконец, доме, Алексей вдруг почув ствовал новое, тревожное чувство ожида ния. «Пора мне...—думал он и смотрел вокруг новым взглядом, словно прощал ся.— Пора...» Алексей не знал, почему по ра и куда, но знал, что пора. Еще вся жизнь была впереди». Так заканчивается этот тонкий, заду шевный рассказ. Он — весь в стремле нии, в ожидании решающих перемен, в уверенном ощущении их неизбежности и радости их прихода. Сила обличения мещанского «это — мое!» заключена, как это ни парадоксаль но, в мягкости авторской интонации, да еще в проникновенном раскрытии слож ных, развивающихся характеров. М. Ро щин умело и ненавязчиво показывает, как сама наша жизнь все меньше оставляет в душах людей места частнособственниче ским устремлениям, как новая мораль но вой эпохи действенно и прочно входит в их сознание. Перелом в течении рассказа наступает так же естественно и ненавязчиво, как ес тественна и ненавязчива вся его интона ция. Отрезвляющую ясность в сознание окружающих вносит смерть отца семей ства, человека, который «весь век работал и домов не наживал» Привычно-спокойно все они ожидали конца —отец давил и безнадежно болел. Но когда наступил день похорон, он «вдруг» оказал сильней шее воздействие на домашних, перевернул 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2