Сибирские огни, 1967, № 2
чистоплотность в борьбе с честными совет скими людьми. Вот он вызвал на заседание бюро РК партии Прохорова и Бугрова, председателя и секретаря парторганизации одного из колхозов. Вызвал с одной целью — проучить «строптивцев». Вызвал — и . даже слова им не дал Он побоялся правды, ко торую можно было услышать от них. А вот как выступает сам Гаврилов: «Мы тут посоветовались в бюро и решили: деба тов разводить не будем. Потому что беспо лезно. Позицию и настроения руководителей колхоза «Красный партизан» мы отлично знаем. Поэтому просто подведем итоги. Каковы же они, эти итоги? Вот, пожалуй ста. Чистые пары товарищ Прохоров сокра щать не захотел, в зерновом балансе страны он вроде не заинтересован. (Но ведь его колхоз сдал сверх плана много хлеба, а не которые «передовики» по ликвидации чистых паров оказались у разбитого корыта.— А. О.). Нынешняя весенняя история, когда потребовалось мое личное вмешательство в размещение пшеницы в колхозе «Красный партизан», всем известна. Как и в прошлом году, председатель колхоза и парторг встре чают в штыки пересмотренный районными организациями план продажи мяса государ ству. Кажется, пахнет определенной, так сказать, линией» Такой демагог, скрывающий под высоки ми фразами свою опустошенность и бесприн ципность, особо опасен. Он готов в любую минуту пришить честному человеку «под ходящую линию». Он не может и не хочет самокритично подойти к самому себе, взгля нуть на жизнь с общегосударственной точки зрения; правильную, хотя и горькую крити ку он, демагог, готов подвести под рубрику демагогии. Антидемократические, шаблонно- бюрократические приемы работы стали его второй натурой. Но почему же зло борзовщины не искоре нено окончательно до сих пор? Долгое вре мя его питал так называемый волевой стиль руководства, который, по сути дела, вел свое начало от тех времен, когда наруша лись дгмокра [ичегкие принципы нашей жиз ни, когда воля одного человека оказывала слишком огромное влияние на жизнь страны. Сам Гаврилов так объяснял свою «ли нию» поведения: «Да, иногда напрямую убирать выгоднее, чем раздельно. Не пони маю, что ли? Не дурак. А что делать? Ведь сверху-то требовали кукурузу сеять только квадратами, а упирать хлеба только раз дельно Меня ведь не уговаривали, а тре бовали. Да, требовали в безоговорочном по рядке. Обеспечить— и точка! Обеспечить в таких-то размерах хлебозаготовки! И при ходилось выгребать семенное зерно и фу раж в колхозах, приходилось... Все так де лали .. или примерно так». Гаврилов снят со своего поста. Но в са мой жизни с подобными Гавриловыми еще можно встретиться, хотя нелегко живется им в настоящее время. Им не дают хода такие коммунисты-ленинцы, как Прохоров и Бугров, люди творческие, настоящие ревни тели подлинно народных, подлинно государ ственных интересов, глубоко понимающие- потребности самой жизни. Нелегко было Прохорову, пожилому че ловеку, бывшему красному партизану, из вечному хлеборобу, быть под началом руко водителей типа Борзова-Гаврилова, видеть пагубные следы плохого хозяйствования, разительного головотяпства. Но он, как мог, противодействовал глупым начинаниям, по лучая многочисленные синяки за то, что действительно заботился о большом урожае,, а не о пустозвонных цифрах. Трудно жи лось Прохорову! Он, коммунист, получил выговор, потому что не согласился вывести нужные колхозу чистые пары. За них «его- разносили в пух и прах на всех пленумах, сессиях и всяких районных совещаниях». И хорошо, что ему достался умный и чест ный парторг, что атмосфера в нашем обще стве все более благоприятствует их деятель ности и все больше сковывает волевой бю рократизм Борзовых-Гавриловых. «Случайная встреча» продолжает благород ные традиции рассказов В. Овечкина, авто» ее призывает быстрее освободиться от горе- начальииков, не видящих дальше своего но са, от всех антидемократических наелоений, создать все условия для развертывания пен ной инициативы и хозяйственных способно стей колхозников и сельских руководителей. Показательно и то, что «Случайная встреча», как и некоторые овечкинские произведения из цикла «Районные будни», своим глубоким вторжением в самую суть проблемы партий ного р>ководства колхозами, проблемы сельскохозяйственного производства прибли жается к жанру очерка. Но могут сказать, зачем было мудрить и писать рассказ, ведь созревшая для ре шения та или иная жизненная проблема — отличный материал для публицистической статьи или, скажем, для очерка. Стоило ли нарушать жанровую определенность расска за, его специфику? Но никуда, видимо, не денешься от того факта, что резкую грань между очерком и рассказом провести труд но; в современной литературе они взаимо действуют, обогащая друг друга. И в то же время проблемный рассказ и проблемный очерк— не одно и то же, хотя у них есть много обшего. Они хорошо дополняют друг друга. Для рассказа нужна большая абстра- гированность от конкретных фактов жизни. Если в очерке герои изображаются лишь с такой степенью основательности и глубины, которая необходима для уяснения постав ленной автором проблемы, го в рассказе проблема не может приобретать такого са модовлеющего значения, в нем она, так ска зать персонифицирована, составляет плоть, и кровь самого сюжета. В основу одного из знаменитых очерков В. Овечкина — «Трактористы» — положена ценная мысль об условиях работы механи заторов, о взаимоотношениях между МТС и колхозами. Это было весьма своевременное произведение, которое ставило важную по литическую и народнохозяйственную пробле 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2