Сибирские огни, 1967, № 2
Концовка в «Браконьере» не призывает, как может показаться, к христианскому про щению тех, кто безжалостно надругается над природой, кто не считается с нашими нравственными и государственными закона ми. Нет, утверждая подлинную законность, автор выступает против того, чтобы действо вали по принципу: «закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло», он выступает про тив ненужной жестокости, за справедливое и гуманное отношение даже к тем, кто идет не в ногу с нашей жизнью. Все должны быть равны перед законом, человек должен отвечать только за то, что он совершил, он не должен нести на себе бремя «решитель ных кампаний» и юридической показухи. Пора расстаться с психологией, нормами и привычками культовской закваски. Не удивлюсь, если такой неожиданный поворот «браконьерской» темы вызовет не согласие со стороны некоторых читателей, если по-разному будут истолковывать автор скую позицию в рассказе. Конечно, опреде лять ее только содержанием одного финала нельзя, она находится на сложном пересече нии нескольких идейно-эмоциональных пла стов. Возможно, автора неосновательно об винят в том, что он неправильно показал работу советского суда, что он неоправдан но вызывает жалость и сочувствие к злост ному браконьеру и гем самым мешает бо роться против тех, кто не щадит богатства природы и т. д. , Вл. Лидин справедливо писал: «Проблем ный рассказ будит мысль, заставляет ре шать те или иные этические вопросы (и не только этические! —А. О.), он сталкивает мнение и создает дискуссию — верногАпут- ника общественного сознания». Это правиль ное наблюдение. Проблемные рассказы ча сто вызываю! сшибку диаметрально проти воположных оценок. Отличное доказатель ство тому —полемика вокруг известных рас сказов С. Антонова («Разноцветные камеш ки») и А. Солженицына («Матренин двор» и «Для пользы дела»). Думается, что эти споры закономерны, необходимы, они помо гают преодолевать возникающие противоре чия в нашем обществе; они и вызываются не столько противоречивостью самих про изведений, сколько известной противоречи востью нашего общественного сознания, борьбой противоположных начал в литера турной критике. Одни соотносят произведе ние словесного искусства с реальной жизнью, другие же предпочитают иметь дело 'с пре краснодушными умозрительными схемами, решающую роль в которых играют идеали зированные представления о том, какой должна бы быть у нас жизнь... Хороший проблемный рассказ свидетель ствует о глубоком знании автором души родного народа, его скорбей и радостей, о страстном желании своим писательским пе ром помогать ему в решении серьезных со циальных и нравственных вопросов совре менности. Сильное впечатление оставляет рассказ Анатолия Иванова «Случайная встреча». Не буду утверждать, что он безукоризнен во всех отношениях. Кое-где, как мне кажет ся, в нем видны следы старомодной мане ры повествования; пространное и статичной- вступление, излишние биографические под робности несколько нарушают композицион ную цельность произведения. Но явная со циальная полезность рассказа вне всяких сомнений. А. Иванов с поистине партийной страст ностью атакует догматизм, приспособленче ство, он ставит огромную проблему «боль шого хлеба». Получать высокий урожай — это значит быть отлично вооруженным глу бокими сельскохозяйственными знаниями,, творчески подходить к делу, думать не толь ко о сводке, а об урожае, о людях. Здесь не помогут пустопорожние звонкие фразы и обязательства, губителен шаблон. Даже в пределах одной области в разных районах нужно вести хозяйство по-разному, учиты вая местные климатические условия. Проблема «большого хлеба» тесно связа на в рассказе с проблемой подлинно партий ного стиля руководства колхозами. У Гав рилова, одного из основных героев рассказа, как будто безупречное прошлое; он с трид цатого года в партии, прошел всю Отече ственную войну. В засушливый год, за лет ние месяцы, он «осунулся, похудел, глаза ввалились»; «целое лето мотался изо дня в день по полям района». Но вот что печаль но. чем больше Гаврилов работает, тем ху же району. Он —духовный брат овечкинско- го Борзова. Оба они —люди властные и, на первый взгляд, всем сердцем радеющие за интересы государства. На деле же — только бездумные исполнители чужой воли, у них нет творческой жилки. По их убеждению, партийность и принципиальность опреде ляются, главным образом, неукоснительным, механически-пунктуальным выполнением ди ректив и указаний свыше. Их стиль рабо ты — тот волевой по форме и антидемокра тический по существу, с которым столь ре шительно ведет борьбу наша партия. Они не прислушиваются к голосу масс, здравого рассудка, своей совести. Главное для них — выполнить план, блеснуть побед ным рапортом, быть на хорошем счету у начальства. Они больше всего пекутся о соб ственной славе, своем служебном положении и меньше всего — о действительно государ ственных интересах. Но как личнос!ь, Гаврилов мельче, отвра тительнее Борзова. Он настолько нравствен но опустошен, настолько беспринципен, спо собен на такую явную подлость, что мог бы вызвать брезгливое чувство даже у Борзо ва, который сохранил какую-то долю эле ментарной порядочности. Гаврилов понимал, что многие хозяй ства держались на парах, и угодливо, с- чрезмерным усердием выводил их. Пони мал, что нельзя требовать от колхозов вы полнения непосильных планов по сдаче мяса государству, и все-таки требовал. Он не счи тался с фактами, с требованиями самой жизни, для него характерны демагогия, ие- 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2