Сибирские огни, 1967, № 2
Одноглазый Петрищев в какой-то момент начинает вызывать у читателя не только презрение, но и жалость, переходящую в из вестное сочувствие. Как же так? Может 'быть, автор не проявил достаточной эмо циональной грамотности, неправильно рас пределил краски? Нет, дело здесь не в этом. Глупо было бы думать, что автор хочет защищать браконье ров. Наоборо!, он защищает нашу совет скую справедливость: наказание должно со ответствовать характеру преступления. Нуж но дифференцированно подходить к тем, кто нарушает наши законы и нормы нашей мо рали. Да, Петрищев браконьер, но он и рабо чий, бригадир грузчиков; у него, человека-то в общем «темного» в нравственном отноше нии, не только восемь приводов за бра коньерство, но и восемь похвальных грамот (интересное равновесие!). Таких, как он, много в рабочем поселке. Да, он попался, но сколько оказалось счастливее его. И з этом гвоздь проблемы борьбы с браконьера ми. Виноваты перед природой и законом многие. И это отлично понимает Петрищев, в его рассуждениях есть известная логика: «Если за такое сажать, тогда подрайона в тюрьме окажется»; «если уж отвечать, так всем, это по чести и совести»; «нельзя за суживать человека за общую вину». Петрищеву пришлось отвечать не столь ко за личную, сколько за общую вину. На чалась «решительная кампания» в защиту •озерной фауны Нужен был хоть «один пленный», «чтобы завести судебное дело и дать суровый урок окрестным хищникам». Этим пленным, в какой-то степени жертвой этой «кампании» стал несообразительный Петрищев. Вместо планомерной, хорошо про думанной, последовательной борьбы с бра коньерством поселковое начальство пред почло лихой кавалерийский рейд с эффект ным (но эффективным ли?) завершением его в показательном суде. Петрищев очень боялся, что ему даду; 15 суток... Прокурор же, перечислив все «прошлые злодеяния» и «нынешние грехи» его, потребовал «трех лет лишения свобо ды»: браконьеры должны понять, что «без наказанности пришел конец». Женшина- судья жалела одноглазого Петрищева, не хотела, чтобы суровый приговор был утвер жден, но не нашла в себе мужества прямо ■сказать об этом И майор в отставке, засе датель, сначала думал, что подсудимому дадут три года условно. Но процесс-то по казательный И майору ничего не стоит бы стро перестроиться. Но особенно резкое осуждение вызывает в душе читателя заседатель Кметь, краси вый седеющий директор фабрики киноплен ки. Он склонен презрительно-снисходительно •относиться и к суду, и к простым людям. Он умен, но чувство самолюбования, фор мально-бюрократический образ мышления мешают ему правильно подойти к подсуди мому. Он заметил, что судья хочет смягчить участь Петрищева «Чувство долга, живое гражданственное чувство восстало в Кмете против незаконных поблажек. Он поможет этой трудной молодой женщине против нее самой. Он поможет краю, который давно уже считал своим, родным, против Петрище вых всех видов и мастей». И дело было сделано! И каким желчным авторским сар казмом веет от этих фраз! Если Петрищеву дали три года, то сколько же нужно было дать самому Кметю, причинившему «род ному краю» в десятки тысяч раз больший урон, чем Петрищев?! Ведь руководимая Кметем фабрика кинопленки сбрасывает I речку Штокалку ядовитые отходы, уничто жающие все живое на десятки километров. А в Кощеевом озере, где и был пойман Петрищев, вымерла наиболее нежная рыба: корюшка, налим Все другие озера, реки, ручьи совсем обезрыбели, в них угасла вся кая жизнь. Не стало диких уток. Подземные воды отравлены. А Кметь рассуждает: «Мо жет, на наш век хватит». И это он судит браконьера! Сопоставление степени вины Кметя и Петрищев? перед природой и обществом разительно протестует против вынесенного судом приговора. Эти персонажи сопоставлены не только в общественно-социальном, но и в нравствен ном плане Угрюмоватый тяжелодум Петри щев искренне любит свою жену, с которой прожил вместе чуть ли не четверть века; он даже помыслить не мог о других женщинах. Кметь же после судебного заседания спе шит к красивой любовнице, «кроткой, покор ной, чужой и оттого мучительно желанной». Она — н^ена молодого, честолюбивого сгар- шего^аборанта, который находится «в пол ной зависимости» от директора... А в это время во дворе суда обезумев ший от тоски и страха Петрищев не давал посадить себя в тюремную машину, «ярост но противоборствовал неволе». «А сзади, ■враз постарев неправдоподобно опавшим, бледным маленьким лицом, повисла на ру ках доброхсов Нюшка Петрищева. Она долго держалась стойко, но от невиданных сроду мужниных слез, от ужасного его рева рухнуло сердце. Две поселковые тетки, даль ние родственницы, уже запаслись ковшиком холодной воды, чтобы опрыскать Нюшку, когда она начнет валиться на землю и биться в судорогах». На такой пронзитель но-скорбной ноте заканчивает писатель свой рассказ. Известно, что Ю. Нагибин придает огром ное значение концовке. Он однажды сооб щил, что ее он пишет прежде всего: «Рас сказ существует еще только в голове, обра зы его смутны, а я сажусь к столу и запи сываю сложившуюся у меня концовку; ' то одну фразу, то абзац, иногда целую страницу, а то и больше в зависимости от того, какой формы эта концовка требу ет. Затем я к этой концовке пишу рас сказ»1. 1 Ю. Н а г и б и н . «Если ты пишешь расска зы...» «Молодая гвардия», 1964. № 7. сто. 297. 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2