Сибирские огни, 1967, № 2

воспитательное воздействие, чем если бы автор поспешил написать конец «счастли­ вый», благополучный. Ведь задача искус­ ства — не успокаивать читателя или зрите­ ля, а дать ему толчок к действию, к борь­ бе».1 Человек и закон, человек и общество, законы нравственные и государственные — эти проблемы в разных плоскостях и разре­ зах многократно ставились в произведениях как зарубежной, так и русской литературы В последние годы не раз их поднимали и разрешали с истинно гуманистических пози­ ций советские писатели, помогая нашему об­ ществу быстрее освободиться от однолиней­ но-догматического, сугубо функционального отношения к человеку. Покончив с идеаль­ ными схемами, они изображают реального человека во всей его сложности и противо­ речивости И теперь они не стремятся пред­ ставить дело так, что существенные недо­ статки и противоречия, сопутствующие раз­ витию нашего общества, легко преодолимы, что все у нас делается как бы по манове­ нию волшебной палочки. Никогда не будет бесконфликтной идиллии, и новые, очень трудные вопросы будут ставиться перед на­ ми самим ходом жизни. Казалось бы, насколько ясен и давно бы уж должен быть разрешен вопрос об отно­ шении к природным богатствам: и к Бай­ калу— этой уникальной мировой жемчужи­ не, и к судьбе рыбы в Азовском море, в маленьких и великих реках (о чем говорил на XXIII съезде партии М. Шолохов), и и тому же лесу, против безрассудного унич­ тожения которого не раз выступал Л. Лео,- нов И сколько уж раз убедительно писалось и говорилось об этом! И законы сейчас приняты неплохие. Но наивно было бы ду­ мать. что эти проблемы и в широком обще­ ственно-государственном смысле, и в нрав­ ственно-эстетическом плане уже сняты или скоро будут сняты с повестки дня. Далее. Вряд ли кто скажет, что сейчас публикуется мало «пейзажных» рассказов. И, бесспорно, нужно писать о волшебной красоте родной природы. Нужно учить лю­ дей чувствовать, понимать, любить приро­ ду — этс будет духовно обогащать их. Но не окажутся ли более художественно дей­ ственными и значительными те произведе­ ния, в которых э~о. гак сказать, общечело­ веческое содержание будет связано с мо­ рально-этической, социальной проблемно- стью? .. Рассказ Ю. Нагибина «Браконьер» от­ личается большой остротой конфликта, по- ложенно-о н основу сюжета, актуальной проблемностью; писатель говорит о том, что наболело, что выстрадано, что серьезно осложняет еще жизнь многих лютей Обще­ человеческое и нравственное в его произве­ дении решительно уступает первое место социальному. Браконьерство. Это как будто бы полно­ стью изъезженная тема. И сначала не вы­ 1 «Литература и жизнь» от 5 марта 19й1 г. зывает особого интереса главный герой «Браконьера» — туповатый, прижимистый Петрищев, работающий бригадиром грузчи­ ков на текстильной фабрике. Браконьерство- не стало для него основной профессией, какой оно было, допустим, для Геннадия из рассказа Г. Боровикова «Мартышки» а, для Сашки из рассказа Ю. Нагибина «По­ гоня». Но все они не любят и не ценят при­ роду, хищнически грабят ее, считая, что на их «век хватит» Стремление урвать, глубоко укоренив­ шееся собственническое начало определяет поведение Петрищева и его миросозерцание. Он знает свои права, но не хочет считаться со своими обязанностями, с теми законами, которые идут вразрез с его шкурническими интересами. Он готов прикинуться бедным «маленьким» человечком, отлично зная, что нас уважают человека труда, и вот это-тО етрищев стремится превратить в защитную-' броню: «Не может быть того, чтоб из-за пар­ шивой плотвы трудящегося человека лиши­ ли имущества. Он пбтом и мозолями зара­ ботал себе на мотор Он всех распотрошит,, горло перегрызет, если ему не вернут мото­ ра». Когда он попался с поличным, то очу­ мел, обезумел от страха; стремясь убежать,, уйти от ответственности, пустил в ход кула­ ки, а потом бил окруживших его «ногами,, головой, пьпался укусить». Как будто теперь все ясно: и идейный замысел, и тема произведения, и авторская позиция, и сущность персонажа. Но если бы Ю Нагибин ограничился только этим, то он создал бы еще одно дежурное произведение о злостном браконьере, которое не стало бы настоящим художественным открытием. Од­ нако писатель пошел в глубь «браконьер­ ской» темы, посмотрел на нее с более высот­ кой точки зрения, включил ее в сферу слож­ ных общественных связей и противоречий. Главная проблематика и сюжет произведе­ ния, фигура Петрищева и авторское отноше­ ние к нему — нее это при дальнейшем раз­ витии повествования осложняется, до­ полняется новыми выразительными кра­ сками. Вл. Лидин утверждает: «Рассказ — эт» музыкальная пьеса по всем законам ее раз­ вития и прежде всего с контрапунктом, этой ведущей осью мышления художника».1 Воз­ можно, это сказано слишком категорично, но многим рассказам, в том числе и «Браконье­ ру». действительно присуще такое построе­ ние Ю Нагибин сумел повернуть чуть ли не на 180 градусов развитие темы, создать одно гармоническое целое из сочетания не­ скольких одновременно развертывающихся планов. Сначала действие в рассказе раз­ вивалось однолинейно, а затем, после второй неудачной попытки Петрищева добыть не­ законным способом рыбу, н основной мотив повествования входят новые «мелодии», ко­ торые, если не заглушают этот мотив, то во всяком случае подчиняют себе. 1 Вл. Л и д и н . «С писательском деле»» М., «Сов, Россия», 1963, стр. 37. 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2