Сибирские огни, 1967, № 2
воспитательное воздействие, чем если бы автор поспешил написать конец «счастли вый», благополучный. Ведь задача искус ства — не успокаивать читателя или зрите ля, а дать ему толчок к действию, к борь бе».1 Человек и закон, человек и общество, законы нравственные и государственные — эти проблемы в разных плоскостях и разре зах многократно ставились в произведениях как зарубежной, так и русской литературы В последние годы не раз их поднимали и разрешали с истинно гуманистических пози ций советские писатели, помогая нашему об ществу быстрее освободиться от однолиней но-догматического, сугубо функционального отношения к человеку. Покончив с идеаль ными схемами, они изображают реального человека во всей его сложности и противо речивости И теперь они не стремятся пред ставить дело так, что существенные недо статки и противоречия, сопутствующие раз витию нашего общества, легко преодолимы, что все у нас делается как бы по манове нию волшебной палочки. Никогда не будет бесконфликтной идиллии, и новые, очень трудные вопросы будут ставиться перед на ми самим ходом жизни. Казалось бы, насколько ясен и давно бы уж должен быть разрешен вопрос об отно шении к природным богатствам: и к Бай калу— этой уникальной мировой жемчужи не, и к судьбе рыбы в Азовском море, в маленьких и великих реках (о чем говорил на XXIII съезде партии М. Шолохов), и и тому же лесу, против безрассудного унич тожения которого не раз выступал Л. Лео,- нов И сколько уж раз убедительно писалось и говорилось об этом! И законы сейчас приняты неплохие. Но наивно было бы ду мать. что эти проблемы и в широком обще ственно-государственном смысле, и в нрав ственно-эстетическом плане уже сняты или скоро будут сняты с повестки дня. Далее. Вряд ли кто скажет, что сейчас публикуется мало «пейзажных» рассказов. И, бесспорно, нужно писать о волшебной красоте родной природы. Нужно учить лю дей чувствовать, понимать, любить приро ду — этс будет духовно обогащать их. Но не окажутся ли более художественно дей ственными и значительными те произведе ния, в которых э~о. гак сказать, общечело веческое содержание будет связано с мо рально-этической, социальной проблемно- стью? .. Рассказ Ю. Нагибина «Браконьер» от личается большой остротой конфликта, по- ложенно-о н основу сюжета, актуальной проблемностью; писатель говорит о том, что наболело, что выстрадано, что серьезно осложняет еще жизнь многих лютей Обще человеческое и нравственное в его произве дении решительно уступает первое место социальному. Браконьерство. Это как будто бы полно стью изъезженная тема. И сначала не вы 1 «Литература и жизнь» от 5 марта 19й1 г. зывает особого интереса главный герой «Браконьера» — туповатый, прижимистый Петрищев, работающий бригадиром грузчи ков на текстильной фабрике. Браконьерство- не стало для него основной профессией, какой оно было, допустим, для Геннадия из рассказа Г. Боровикова «Мартышки» а, для Сашки из рассказа Ю. Нагибина «По гоня». Но все они не любят и не ценят при роду, хищнически грабят ее, считая, что на их «век хватит» Стремление урвать, глубоко укоренив шееся собственническое начало определяет поведение Петрищева и его миросозерцание. Он знает свои права, но не хочет считаться со своими обязанностями, с теми законами, которые идут вразрез с его шкурническими интересами. Он готов прикинуться бедным «маленьким» человечком, отлично зная, что нас уважают человека труда, и вот это-тО етрищев стремится превратить в защитную-' броню: «Не может быть того, чтоб из-за пар шивой плотвы трудящегося человека лиши ли имущества. Он пбтом и мозолями зара ботал себе на мотор Он всех распотрошит,, горло перегрызет, если ему не вернут мото ра». Когда он попался с поличным, то очу мел, обезумел от страха; стремясь убежать,, уйти от ответственности, пустил в ход кула ки, а потом бил окруживших его «ногами,, головой, пьпался укусить». Как будто теперь все ясно: и идейный замысел, и тема произведения, и авторская позиция, и сущность персонажа. Но если бы Ю Нагибин ограничился только этим, то он создал бы еще одно дежурное произведение о злостном браконьере, которое не стало бы настоящим художественным открытием. Од нако писатель пошел в глубь «браконьер ской» темы, посмотрел на нее с более высот кой точки зрения, включил ее в сферу слож ных общественных связей и противоречий. Главная проблематика и сюжет произведе ния, фигура Петрищева и авторское отноше ние к нему — нее это при дальнейшем раз витии повествования осложняется, до полняется новыми выразительными кра сками. Вл. Лидин утверждает: «Рассказ — эт» музыкальная пьеса по всем законам ее раз вития и прежде всего с контрапунктом, этой ведущей осью мышления художника».1 Воз можно, это сказано слишком категорично, но многим рассказам, в том числе и «Браконье ру». действительно присуще такое построе ние Ю Нагибин сумел повернуть чуть ли не на 180 градусов развитие темы, создать одно гармоническое целое из сочетания не скольких одновременно развертывающихся планов. Сначала действие в рассказе раз вивалось однолинейно, а затем, после второй неудачной попытки Петрищева добыть не законным способом рыбу, н основной мотив повествования входят новые «мелодии», ко торые, если не заглушают этот мотив, то во всяком случае подчиняют себе. 1 Вл. Л и д и н . «С писательском деле»» М., «Сов, Россия», 1963, стр. 37. 172
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2