Сибирские огни, 1967, № 2
до на самом деле не передают ее горячего дыхания?.. И все еще печатается немало мнимопро блемных произведений на морально-этиче ские темы. Беда их состоит обычно в том, что общечеловеческое, нравственное суще ствует в них само по себе, без ощутимой -связи с конкретными явлениями обществен ной жизни. Так, прочувствованно, зримо и целеустремленно написал Г. Семенов рас сказ «Осенней ночью». «Столичный ревизор» Димов под влиянием случайных встреч пе реживает духовный перелом, нравственное прозрение. Читатель отлично поймет его на строение егт душевную неустроенность и охвативший ужас одиночества, его власт ную тоску по настоящему счастью, подлин ной любви. Но насколько хорошо ощущаешь в характере героя общечеловеческое, -на столько туманно — то, что внесено в него нашей эпохой и нашим социальным строем. Конечно, и такие «вечные» проблемы, как проблема смерти, любви, совести, принци пиальности, служебного долга, могут обре сти злободневность, наполниться животрепе щущим звучанием, если автор сумеет прав диво и сильно показать современного героя, действующего в типических обстоятельствах. Интересен в этом отношении рассказ В. Померанцева «Сложный больной». Прав да, на поверхностный взгляд может пока заться, что произведение построено как бы по канонам пресловутой теории бескон фликтности: в нем два хороших, принципи альных человека не могут найти общего языка. Честный и деликатный, пользующийся заслуженной славой отличного врача Анд рей Николаевич пришел на прием к предсе дателю горисполкома с просьбой обменять двухкомнатную квартиру на две одноком натные. Жить с зятем, «недалеким, хитрым и наглым» парнем, было невмоготу. Врач получил отказ: слишком малы возможности у председателя удовлетворять такие прось бы. И вот во время этой встречи у пред седателя случился инфаркт, его срочно от правили в больницу и положили в отделе ние, которым заведовал Андрей Николаевич. Автор использовал свое право на худо жественное заострение, на раскрытие суще ственного через исключительное и случай ное. Он поставил своих героев в необычную ситуацию. Нужно иметь большое нравствен ное благородство, чтобы не изменить само му себе, своим понятиям о порядочности и честности. Герои выдержали требовательный экзамен на человека с чистой совестью. Андрей Николаевич теперь, когда председа тель выписывается здоровым из больницы, не считает возможным говорить с ним о квартире. Ведь это можно расценить как использование служебного положения в ко рыстных целях. А председатель готов чем угодно отблагодарить искусного врача, но только не квартирой, не за счет государ ственного кармана, хотя он прекрасно по нимав', что 9ют врач «нужен тысячам», что он «социальная ценность». Поступить ина че — значит нарушить в какой-то степени справедливость, изменить своим понятиям в честности. Председатель — не святоша, не идеаль ный герой, не всегда он был законником: «иногда обстоятельства были сильнее его, и он, тяготясь, скрепя сердце, делал то, что счмтал незаконным... Но в данном случае на него никто не давил! Не нажимали извне! Все в нем самом!» Этот рассказ примечателен правдивым изображением обстоятельств, позволяющих читателю лучше уяснить характеры и по ступки героев Нелегко еще всегда быть по следовательно честным и принципиальным, проще и легче, пожалуй, живут те, кто под чиняется флюгерным законам. И я вижу главный пафос рассказа В. Померанцева в призыве до конца бороться за бескомпро миссную чистоту нашей морали, за настоя щую принципиальность и коммунистическую партийность. Не удовлетворил меня лишь финал в рас сказе. «Конец,— говорил А. Толстой,— труд нейшая из задач», труднейшая потому, что в нем завершается реализация идейного за мысла, окончательно или частично разре шаются жизненные коллизии и выясняются сюжетные сцепления. В конце «Сложного больного» автор не сколько отступил от правды жизни, недоста точно учел силу тех обстоятельств, в кото рых действуют герои Оказалось, что люди, не очень щепетильные в вопросах морали, могут решить квартирный вопрос довольно легко. Стоило жене председателя попросить работников горисполкома отблагодарить ста рого врача — и все было сделано. Зять вра ча получил даже двухкомнатную квартиру. Что ж, бывает и такое. Можно хорошо понять и тяжелое недо умение врача, и первый душевный импульс председателя, решившего восстановить спра ведливость: отобрав у зятя врача двухком натную квартиру, дать ему комнату. Автор уверяет нас, что это решение будет выпол нено. Но осуществить его не гак-то просто. И разве захотел бы в действительности за ниматься этим председатель, у которого и без этого много мороки и которому уже не раз приходилось делать то, что он считал незаконным? Не заставил ли автор своего героя демонстрировать (вопреки обстоятель ствам) свою кристальную честность? Не под дался ли здесь писатель требованию стард- го-лрестарого, но не очень верного правила: в художественном произведении порок дол жен быть обязательно наказан, а доброде тель —торжествовать, несмотря ни на что? Нет, я не ратую за преобладание «не счастливых» финалов, они должны быть разными, хорошо мотивированными, не на рушающими правду логического развития характеров, они должны так или иначе уси ливать идейно-художественную проблемати ку произведения. Но кто сейчас не согла сится с С. Антоновым, который утверждал, что «бывает, «плохой», «несчастливый» ко нец оказывает иа читателя более сильное 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2