Сибирские огни, 1967, № 2
А. ОГНЕВ ПРОБЛЕМНЫЙ РАССКАЗ Проблемный рассказ? А не лучше ли говорить просто о рассказах хороших и пло хих? Нет такая точка зрения не кажется мне основательной, хотя охотно допускаю, что сам термин страдает недостаточной отчет ливостью и в известной мере является услов ностью. Впрочем, не я его выдумал, он не .раз. например, употреблялся во время раз говора о рассказе на страницах «Литератур ной России» Так, в редакционной статье -«Анкета, полемика, итоги» (1964 г., 25 де кабря) говорится, «что в нашей огромной, разросшейся советской новеллистике про блемный рассказ— не редкость». Как бы то чи было, а такой тип малой прозаической формы существует — и уже давно. Были, правда, годы, когда он зату хал, подменялся мнимопроблемными и ил люстративными опусами. Ныне проблемные рассказы все чаще публикуются на страни цах журналов и газет, они ставят такие острые вопросы, о которых в свое время не все решались говорить. И это. несомнен но, свидетельствует о, дальнейшей демокра тизации нашего общества, об усилении граж данственного начала в советской литературе, усилении связи с жизнью народа. Новый этап общественного развития по рождает и новые конфликты, которые в кон центрированной форме отражают характер ные черты современного бытия. Задача глу бокого раскрытия этих конфликтов, ведущих идей нашего времени и вызывает к жизни проблемный рассказ. Основное отличие его от других типов рассказа нужно искать в определенности и социальной значительно сти мысли, побуждающей читателя к актив ной целеустремленной деятельности. Имен но в такой художественной действенности и состоит главное достоинство проблемного рассказа. Ю. Герман года два тому назад писал, что его давно уже тревожат вопросы, кото рые не раз и не два он слышал «на собе седованиях, на различных библиотечных и прочих совещаниях: «Если не писатели, то кто же покажет, как надо и как не надо жить? Если не они разбудят мысль, если не они объяснят сложные и противоречивые явления быстротекущих дней, то кто это сде лает за них? Кто раскроет всю сложность и многообразие общества, в котором наш сотоварищ работает, размышляет, суще ствует? Как вызвать молодежь к горячему спору не по шпаргалкам, к главному спору без поминутных оглядок на прошлое— к спору «делать жизнь с кого», к спору о том, как именно сейчас, в наше время «делать жизнь?» И с кем бороться, кроме бюрокра тов, мздоимцев, нечутких руководителей или тунеядцев?»1 Животрепещущая необходи мость дать ответ на эти,, не такие уж про стые вопросы и является той почвой, на ко торой лучше всего произрастают в наше вре мя проблемные рассказы. Но было бы ошибкой требовать от каж дого произведения ясного ответа на тог или иной важный для развития общества вопрос. А. Чехов справедливо полагал, что только правильная постановка вопроса обязательна для художника, а его решение — коллектив ное дело читателей. И, конечно, нельзя упре кать писателя, если он поставит тот или иной вопрос, не лав ему окончательного разре шения. Возможно ведь и такое положение, что только в будущем жизнь даст ясный от вет на него. Писатель выполнит свою зада чу, если сможет приковать общественное внимание к действительно важной проб леме. К сожалению, среди сотен опубликован ных в последние два-три года рассказов много таких, в которых поставленную авто ром проблему не всегда обнаружишь даже с помощью ультрасовременного критического микроскопа. Кому, например, не известно, что среди великого множества так называе мых лирических рассказов есть немало не освещенных большой поэтической мыслью зарисовок, в которых за туманной пеленой многозначительности скрывается явная бес содержательность, которые начинены лишь сугубо внешними приметами современности. ’ Ю. Г е р м а н . «Новации» и правда жизни», «Комсомольская правда» от 28 ноября 1964 г. 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2