Сибирские огни, 1967, № 2

— Да, да, идеальна Я пишу, ищу и ищу: создание образов в этой пьесе должно быть подчинено иным требованиям, нежели в произведениях камерной драматургии. Не нужно бояться публицистики, плакатноети, известной заданности характеров. Почему мы забываем опыт Маяковского? Правда, здесь нужны и актеры иной техники. А я пытаюсь добиться такой организации мате­ риала, так написать пьесу, чтобы в ее архи­ тектонике, сплетении сюжетных линий, в раскрытии и столкновении человеческих су­ деб явственно обнажились связи людей, живущих в разных концах земли. Я хочу, чтобы зритель как бы зараз сумел обозреть нашу планету и увидел бы, как много зна­ чит труд каждого простого человека, по­ нял бы поэтическую и общественную сущ­ ность труда этого рядового человека, убе­ дился, что простой человек — это фигура в мировом процессе! Он сделал долгую паузу, провел рукой по волосам и закончил устало: — Трудно все это, и со многим я, видно, не справлюсь. И критика, конечно, мне по шеям надает.. — А ты уже заранее подсчитываешь шишки... — Но-но, не остри,— погрозил он паль­ цем,— тебе, небось, хорошо критической ду­ бинкой помахивать, ты бы попробовал сам написать пьесу. — Пробовал. Он удивленно посмотрел на меня. — И как? — Трудно. — Вот видишь,— и он подтолкнул меня в бок,— а ты хочешь, чтобы я справился со всеми поставленными задачами. Помолчав немного, он медленно, как бы проверяя себя, сказал: — А не думаешь ли ты, что если б в каждом своем произведении мы, пишущие, справлялись со всеми поставленными зада­ чами, то литература превратилась бы из живого, постоянно развивающегося и дви­ жущегося процесса в производство сплош­ ных шедевров? Надеюсь, не думаешь? А то наша критика постоянно почему-то тоскует о некоем абсолюте, и это порой мешает ей правильно оценивать роль того или иного писателя. — Ну, не знаю,— сказал я,— как насчет критики, а писатель такой абсолют должен перед собой ставить. — А я о чем тебе толковал,— горячо воскликнул Маляревский,— но что делатьг ежели со своим абсолютом мы не всегда в состоянии справиться и вместо искомого' подчас получается черт знает что! Он замолчал и стал размеренно, будт» считал шаги, ходить между рядами стульев. Я поднял голову и прислушался. Дождь стихал, с улицы доносился лишь тихий ше­ лест дождевых капель и глухое бормотанье струй в водосточной канавке Я распахнул окно Запахло мокрой зем­ лей, мокрыми травами, деревьями, расцве­ тающим летом. По мостовой неслись пенные потоки, взмокшие мальчишки пускали бу­ мажные кораблики. Кораблики летели пг бурной воде, вертелись в водоворотах, са­ дились на мели, тонули, а мальчишки с ра­ достными воплями бежали вслед за своим флотом. Показалась стайка галдящих дев­ чонок с длинными мокрыми волосами. Они шли босиком, бережно прижимая к груди мокрые туфли. Я высунулся в окошко и в лицо пахнуло влажным теплом, душным ароматом сирени. — Хорош наш город! — услыхал я у себя за спиной,—ох, хорош!— и Павел, слегка потеснив меня плечом, сел рядом на подоконник. Мы долго смотрели на отсыревшую ули­ цу, потемневшие от дождя стены домов, на облака, которые все дальше уходили за вы­ сокие крыши, очищая середину неба, на густую, набрякшую зелень. Потом по тро­ туару дробно процокали острые каблучки, и маленькая девчушка окинула нас смею­ щимся взглядом, прошла немного, оберну­ лась и вдруг показала язык. — Ого-ого, ах-аха-ха-ха] — загрохотал Маляревский, высовываясь из окна и глядя вслед девушке.— А ты говоришь — «два гроша надежды». Не-ет, мне этого мало... мало! Мне подавай надежду на целковый, самый что ни на есть новенький неразмен­ ный рубль!... И*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2