Сибирские огни, 1967, № 2
— Ах, да, да! Сегодня была «ночь сонь». Хорошо, что окна вашего номера выходят во двор! Оказывается, этой ночью хозяевами улицы становятся... дети в возрасте от пя ти до пятнадцати лет. Они слоняются до утра, стараясь шуметь как можно громче, звонят у дверей, дудят в трубы, бьют в •барабаны. Обыватели заранее отключают звонки, а самые сердитые запасаются во дой, чтобы окатывать из окон непрошеных будителей В «ночь сонь» особенно много дела у пекарей, полицейских и учителей. Пекари торгуют на улицах дешевыми, булочками, полиция следит за тем, чтобы молодые люди постарше не сбрасывали машины в каналы и не поднимали велосипеды на вершины платанов. А учителя... Директор школы, в кото рой учатся сыновья нашей знакомой, су дил футбольный матч между командами школ-соперниц. Матч был назначен на че тыре часа утра, и солидный директор — который, вероятно, вечерами, сидит за га зетой в ярко освещенной чинной гости ной — резво бегал по стадиону в майке и трусиках. «Ночь сонь» — традиция В эту вос кресную ночь традицией освящено буйство, бесшабашное веселье, необычное поведе ние детей и столь же необычное поведение взрослых, которые, за исключением бу лочников, полицейских и учителей, не дол жны показываться на улицах или прояв лять малейшие признаки беспокойства за своих беспутно веселящихся детей. И з „вороньего гнезда “ В рубке — навигационные приборы оке анского лайнера. На полированных пане лях вспыхивают сигнальные огоньки. У пульта управления —бывалый морской волк с седыми, пожелтевшими от табачного дыма усами. Сейчас мы услышим вла стное: — Так держать! Но моряк молча посасывает трубку. Его корабль лежит на курсе, с которого невозможно сбиться. Если ручку машин ного 'телеграфа резко перевести на «пол ный вперед», палуба не рванется из-под ног. Те брызги, которые ветер бросает в стекла рубки, не оставят соли на губах. Рубка оборудована на высоченной бе тонной башне, корабельной мачтой подня той над Роттердамом. Чтобы вы свазу по чувствовали, что это город моря, вас, прежде всего, поднимают сюда, в «воронье гнездо». Вы еще не успели вычитать в пу теводителе, что Роттердам —первый по величине порт мира, принимающий двад цать шесть тысяч океанских кораблей в год, как этот самый чудо-порт раскры вается перед вами с высоты птичьего по лета. А за вашей спиной седой моряк по-, сасывает свою трубку, светятся глазки приборов, и на какое-то мгновение вам дано почувствовать себя капитаном суд на-гиганта, только что пришвартовавше гося в роттердамской гавани. А потом, низринутые лифтом с высоты, вы через несколько минут уже с борта прогулочного катера, юркнувшего в кора бельную гущу, будете, задирая голову, читать названия и порты приписки над менных великанов, которые только что ка зались вам лилипутами. В названиях и ко рабельных флагах предстанет перед вами география планеты. И жаль, что в шуме гавани не услышат вашего окрика на «Ста ниславском», «Коломне», «Рязани». Счаст ливого вам плавания, земляки! Но что это за монумент на берегу? По хож, пожалуй, на носовую часть корабля с отверстиями якорных клюзов. А у под ножья застыли в нечеловеческом напряже нии моряки; они связались веревкой, один вцепился в штурвал. — Морской черт! — кивает голландец. Пожимаем плечами: непонятно. Вече ром идем к морю, разыскиваем монумент. Там написано: «Они держали курс». И да та: «1940—1945». Они держали курс на освобождение своей родины от фашизма, эти славные ребята, эти «морские черти», в штормовые ночи на крохотных суденышках пробивав шиеся к занятому врагом берегу — вот в чем дело! Гитлеровцы заняли Голландию весной 1940 года. По Роттердаму они ударили не с моря — с воздуха. У города вырвали сердце: разбили бомбами порт. Бомбежка была ужасающей, тридцать шесть тысяч зданий Роттердама превратились в руины, в пыль, в обломки. И, может, при возрож дении города голландский народный ха рактер выявцл себя не менее выпукло, чем в строительстве плотин Земля, отвоеван ная у моря, создается, рождается заново. Роттердам не восстанавливали, его тоже строили заново с упрямым трудолюбием бобров Сначала порт. Потом Колсинхел, райрн, особенно пострадавший при бом бежке. Убрали и вывезли не только все облом ки до последнего кирпичика, но повыдер гали расшатанные бомбами шестнадцать тысяч свай, без которых нельзя строить на зыбкой почве голландского побережья. По том забили новые сваи и возвели центр го рода по единому плану. Застроили его свободно, не теснили лом к дому, дали доступ воздуху и свету. И... Но позвольте сначала напомнить вам первую фразу «Золотого теленка» незаб венных Ильфа и Петрова: «Пешеходов на до любить». Эта мысль прочно обоснова на: именно пешеходы создали мир, и не справедливо, что автомобиль завладел улицей, заставил пешеходов испуганно жаться к стенам домов... Так вот, центр нового Роттердама, осо бенно Лийнбаан, его торговая часть, за 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2