Сибирские огни, 1967, № 2

смотрим: верно, избежала, стоит как ни в че№ не бывало. И заботами городского уп­ равления простоит еще весьма долго. Мы глазели на «восьмое чудо света» — амстердамскую ратушу-дворец, и добросо­ вестно записали, что это здание опирается на 13 659 свай (но, помня о мостах, от­ неслись к подозрительно точной цифре уже без почтительного доверия), а также, что в ратушу ведут семь одинаковых две­ рей, поскольку семеро сановников, правив­ ших городом, не хотели сталкиваться друг с другом при входе. Мы видели вокзал, замечательный прежде всего длиной сво­ его названия: Гаарлеммермеерстасион. Мы молча постояли возле «башни плакаль­ щиц», откуда жены моряков смотрели вслед уходящим кораблям, в том числе и тому, на котором Генри Гудзон отпра­ вился за океан, чем способствовал возник­ новению Нового Амстердама, превратив­ шегося позднее в Нью-Йорк. Но поскольку уже в «Дневнике и пу­ тевых заметках князя Б. И. Куракина, ве­ домых в 1705 году» к описанию основных .достопримечательностей Амстердама при­ совокуплялось, что автор не будет по это­ му поводу особенно распространяться, раз «многих бытность здесь была и ныне есть и сами видели, а и напрет сами бу­ дут видеть, а не видимые от тех слышать: для того нынешних времен обычай имеют, каждый желает свет видеть» — мы вытрях­ нем здесь из своих блокнотов лишь кое- какие мелочи, на наш взгляд, характерные для сегодняшнего амстердамского быта. Ну вот, например, вышли мы в первый вечер из гостиницы «Слотания», хотели перейти улицу и чуть не расстались с жизнью: дорожка для велосипедистов и мотоциклов почти не отделялась от троту­ ара Эту дорожку мы видели потом всюду, но так и уехали из Голландии, не при­ выкнув к тому, что опасность начинается на четыре шага ближе проезжей части улицы. В утренние часы велосипедисты и мотоциклисты неслись так густо, гак плот­ но и с такой скоростью (неожиданной для внешне флегматичных голландцев), слов­ но победителя в этой гонке ждал чек на миллион гульденов. Однажды нас поразил пудель, который, направляясь по своим делам, пробежал вдоль тротуара до перекрестка и, не сбав­ ляя хода, деловитой рысцой стал пересе­ кать улицу, зная, что на белых полосках перехода-зебры собачья жизнь не подвер­ гается большой опасности. И раз мы уже коснулись уличного дви­ жения, то упомянем, что по утрам на амстердамских перекрестках дежурят школьники. Две маленькие девочки в бе­ лых портупеях, с красными дисками на палочках, какими пользуются у нас в мет­ ро, переводили через улицу молодых лю­ дей и девиц своего возраста. Девочки бы­ ли крайне серьезны, особенно одна, в оч­ ках. Она так строго поднимала свой диск, как будто это был жезл фельдмаршала. Скрежетали тормоза, и господа, спешив­ шие по дйлам, чертыхаясь в душе, ангель­ ски улыбались серьезным девицам. Предприняв традиционное путешест­ вие на катере по лабиринту амстердам­ ских каналов, мы готовы засвидетельство­ вать, что в самой людной, самой шумной части города дикие утки чувствуют себя так, будто вокруг густейшие и тишайшие тростниковые заросли. В сравнении с этими утками амстердамские воробьи — одичавшие, пугливые и крайне нервные птицы. Утки домовито крякали возле барок,, превращенных в плавучие или, вернее, в стоящие на якоре жилища. Не следует думать, что в них жили бедняки из бедня­ ков. Многие барки выглядели вполне рес­ пектабельно, и, заглядывая в окно, мы замечали там холодильники, мягкую ме­ бель, электрические плиты. Мы спрашива­ ли некоторых обитателей, как им нравит­ ся на воде? Ответы были разными. Вот два из них: — Не променян: эту жизнь ни на ка­ кую другую. Надоело стоять здесь, уведу свою квартиру в другое место. Полная свобода выбора. — Сейчас мой адрес — канал Принцев, возле дома № 7. Но я бы ничего не име­ ла против того, чтобы он стал короче: просто дом № 7. У нас вечная сырость, И потом эти водяные крысы. Говорят, в Амстердаме около тысячи плавучих жилищ. Не беремся тверда су­ дить, как их обитатели отнеслись бы к предложению переехать на сушу, но, ви­ димо, большинство согласилось бы со вто­ рой нашей собеседницей Кстати, за стоян­ ку на воде обитатели барок платят по три гульдена в неделю. Еще Аксаков говорил, что вода — кра­ са всей природы. Амстердамские автомо­ билисты не совсем согласны с этим. Они считают, что каналов в городе слишком много, что здесь легко спутать асфальт с водой, особенно после употребления горя­ чительных напитков; амстердамская ста­ тистика свидетельствует, что в каналы сваливается в среднем одна машина в- день. С палубы катера было особенно замет­ но, что старые кварталы города застроены чрезвычайно солидно, что кирпич клался на века и стены готовы простоять до- страшного суда. Где-то здесь, в одном из трехсот летних прочнейших особняков, жил на покое па­ русный мастер Ян Стрейс, служивший и Ост-Индской компании и московскому царю. Он был беспокойным сыном XVII ве­ ка, когда корабли, снаряже-ные голланд­ скими купцами, искали новые морские до­ роги, новые земли, новые прибыли. Ян Стрейс повидал полсвета, пиратствовал, бедовал в плену и уже в зрелые годы, что называется тертым калачом, отправился в поисках приключений и ?олога в Моско­ вию. На корабле «Орел» парусный мастер- 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2