Сибирские огни, 1967, № 2
смотрим: верно, избежала, стоит как ни в че№ не бывало. И заботами городского уп равления простоит еще весьма долго. Мы глазели на «восьмое чудо света» — амстердамскую ратушу-дворец, и добросо вестно записали, что это здание опирается на 13 659 свай (но, помня о мостах, от неслись к подозрительно точной цифре уже без почтительного доверия), а также, что в ратушу ведут семь одинаковых две рей, поскольку семеро сановников, правив ших городом, не хотели сталкиваться друг с другом при входе. Мы видели вокзал, замечательный прежде всего длиной сво его названия: Гаарлеммермеерстасион. Мы молча постояли возле «башни плакаль щиц», откуда жены моряков смотрели вслед уходящим кораблям, в том числе и тому, на котором Генри Гудзон отпра вился за океан, чем способствовал возник новению Нового Амстердама, превратив шегося позднее в Нью-Йорк. Но поскольку уже в «Дневнике и пу тевых заметках князя Б. И. Куракина, ве домых в 1705 году» к описанию основных .достопримечательностей Амстердама при совокуплялось, что автор не будет по это му поводу особенно распространяться, раз «многих бытность здесь была и ныне есть и сами видели, а и напрет сами бу дут видеть, а не видимые от тех слышать: для того нынешних времен обычай имеют, каждый желает свет видеть» — мы вытрях нем здесь из своих блокнотов лишь кое- какие мелочи, на наш взгляд, характерные для сегодняшнего амстердамского быта. Ну вот, например, вышли мы в первый вечер из гостиницы «Слотания», хотели перейти улицу и чуть не расстались с жизнью: дорожка для велосипедистов и мотоциклов почти не отделялась от троту ара Эту дорожку мы видели потом всюду, но так и уехали из Голландии, не при выкнув к тому, что опасность начинается на четыре шага ближе проезжей части улицы. В утренние часы велосипедисты и мотоциклисты неслись так густо, гак плот но и с такой скоростью (неожиданной для внешне флегматичных голландцев), слов но победителя в этой гонке ждал чек на миллион гульденов. Однажды нас поразил пудель, который, направляясь по своим делам, пробежал вдоль тротуара до перекрестка и, не сбав ляя хода, деловитой рысцой стал пересе кать улицу, зная, что на белых полосках перехода-зебры собачья жизнь не подвер гается большой опасности. И раз мы уже коснулись уличного дви жения, то упомянем, что по утрам на амстердамских перекрестках дежурят школьники. Две маленькие девочки в бе лых портупеях, с красными дисками на палочках, какими пользуются у нас в мет ро, переводили через улицу молодых лю дей и девиц своего возраста. Девочки бы ли крайне серьезны, особенно одна, в оч ках. Она так строго поднимала свой диск, как будто это был жезл фельдмаршала. Скрежетали тормоза, и господа, спешив шие по дйлам, чертыхаясь в душе, ангель ски улыбались серьезным девицам. Предприняв традиционное путешест вие на катере по лабиринту амстердам ских каналов, мы готовы засвидетельство вать, что в самой людной, самой шумной части города дикие утки чувствуют себя так, будто вокруг густейшие и тишайшие тростниковые заросли. В сравнении с этими утками амстердамские воробьи — одичавшие, пугливые и крайне нервные птицы. Утки домовито крякали возле барок,, превращенных в плавучие или, вернее, в стоящие на якоре жилища. Не следует думать, что в них жили бедняки из бедня ков. Многие барки выглядели вполне рес пектабельно, и, заглядывая в окно, мы замечали там холодильники, мягкую ме бель, электрические плиты. Мы спрашива ли некоторых обитателей, как им нравит ся на воде? Ответы были разными. Вот два из них: — Не променян: эту жизнь ни на ка кую другую. Надоело стоять здесь, уведу свою квартиру в другое место. Полная свобода выбора. — Сейчас мой адрес — канал Принцев, возле дома № 7. Но я бы ничего не име ла против того, чтобы он стал короче: просто дом № 7. У нас вечная сырость, И потом эти водяные крысы. Говорят, в Амстердаме около тысячи плавучих жилищ. Не беремся тверда су дить, как их обитатели отнеслись бы к предложению переехать на сушу, но, ви димо, большинство согласилось бы со вто рой нашей собеседницей Кстати, за стоян ку на воде обитатели барок платят по три гульдена в неделю. Еще Аксаков говорил, что вода — кра са всей природы. Амстердамские автомо билисты не совсем согласны с этим. Они считают, что каналов в городе слишком много, что здесь легко спутать асфальт с водой, особенно после употребления горя чительных напитков; амстердамская ста тистика свидетельствует, что в каналы сваливается в среднем одна машина в- день. С палубы катера было особенно замет но, что старые кварталы города застроены чрезвычайно солидно, что кирпич клался на века и стены готовы простоять до- страшного суда. Где-то здесь, в одном из трехсот летних прочнейших особняков, жил на покое па русный мастер Ян Стрейс, служивший и Ост-Индской компании и московскому царю. Он был беспокойным сыном XVII ве ка, когда корабли, снаряже-ные голланд скими купцами, искали новые морские до роги, новые земли, новые прибыли. Ян Стрейс повидал полсвета, пиратствовал, бедовал в плену и уже в зрелые годы, что называется тертым калачом, отправился в поисках приключений и ?олога в Моско вию. На корабле «Орел» парусный мастер- 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2