Сибирские огни, 1967, № 2

Такие детали из жизни семьи являются не только делом семьи, но и делом обще­ ственным В некоторых случаях, особенно до совершеннолетия, экономическая зависи­ мость детей от родителей, очевидно, являет­ ся объективной необходимостью, если об­ щество заинтересовано избавиться от всяческих правонарушений несовершеннолет­ них. Но тогда все родители, или, в крайнем случае, подавляющее большинство, должны быть настоящими наставниками и воспита­ телями своих детей, обладать непререкае­ мым нравственным авторитетом. К сожалению, и в наши дни еще не все родители умеют быть такими. Большое ко­ личество молодых (и ке совсем молодых) пап и мам не имеют элементарного понягия о воспитании детей. Между тем, процесс воспитания во много раз усложнился за последние тридцать лет. Пропаганда марксистской нравственно­ сти осуществляется у нас главным образом в школах на уроках обществоведения, в высших же учебных заведениях она, по су­ ществу, ограничивается преподаванием исто­ рического материализма и этики. Вопросы семьи и брака, проблемы взаимоотношения полов, проблемы педагогики, психологии, социальной гигиены не находят конкрет­ ного отражения в самом предмете этих наук. Назрела необходимость разработать осо­ бый курс преподавания в старших классах средней школы основ нравственного воспи­ тания в области семьи и брака, который бы включил в себя эти вопросы. Такой же курс, но на более высоком уровне, должен быть создан для средних специальных и высших учебных заведений. В США, например, еще в 1927 году был прочитан первый курс для студентов по под­ готовке к браку. К 1949 году подобные курсы читались уже в половине всех кол­ леджей страны и были введены в ряде уни­ верситетов и средних школах1. Формирование новых социальных отно­ шений, характерных для коммунистическо­ го общества, создание материально-техни­ ческой базы коммунизма требует обучения и воспитания высококвалифицированных кадров, вооруженных не только знаниями математики, физики и пр., но и искусством воспитания молодого поколения. Без прак­ тического решения этих вопросов мы не сможем осуществить планы коммунистиче­ ского строительства. Без укрепления семьи, основанной на марксистско-ленинской нрав­ ственности, умеюшей воспитывать подра­ стающее поколение, мы не сможем разре­ шить проблему подростков. Со страниц нашей печати не сходит об­ суждение этой проблемы. Но вряд ли она разрешима без укрепления семьи. Растор­ жение браков, развал семьи только увели­ чивает число детей, растущих без отцов, в неполноценных условиях. Чтобы выяснить, сколько же в настоящее время таких де­ тей, мы обследовали 318 школьных классов с общей численностью учащихся 11842 че­ ловека (с первого по одиннадцатый классы). И оказалось, что 13,1 процента детей ра­ стет без отцов. Анализ уголовных дел малолетних пра­ вонарушителей по двум крупнейшим райо­ нам Новосибирска — Кировскому и Окябрь- скому —показал, что более 50 процентов всех осужденных составляют дети, растущие без отца. Дети, живущие с отцом и ма­ терью, попадают на скамью подсудимых чаще всего, когда в семье злоупотребляют 'спиртными напитками. Трудно переоценить роль школы и учи­ теля в формировании мировоззрения ребен­ ка, будущего члена социалистического об­ щества, но ни один самый хороший воспи­ татель не может заменить отца, а воспита­ тельница — мать. Именно в семье ребенок учится отношению к человеку, к обществу. Поэтому нам представляется, что воспита­ ние ребенка без отца или без матери нару­ шает нормальный процесс становления че­ ловеческого характера. Слова Олега Кошевого, обращенные к. своей матери, полны душевного обаяния. Через это человеческое отношение и рож­ дается высокое гражданское чувство ответ­ ственности перед матерью-Родиной. Герой Советского Союза Герман Степа­ нович Титов считает, что всем хорошим, что есть у него как у человека и гражданина социалистического общества, он обязан своему отцу, о котором он говорит: «Если бы вы знали, какой у меня батя! Всем хо­ рошим, что есть у меня, я ему обязан!». Прав Шарль Монтескье, который гово­ рил'о том, что «лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Задачи воспитания советского человека и особенно молодого поколения в духе ве- линих идеалов коммунистического общества, поставленные Программой КПСС, XXIII съездом Коммунистической партии, с еще- большей убедительностью утверждают зна­ чение семьи, где закладываются основы мо­ рального и нравственного склада человека, его идеалы, его взгляды на жизнь, форми­ руется человеческий характер, отношение к: обществу. 1 А. Г. X а р ч е в. Брак и семья в СССР. М». 1964, стр, 9. 1в*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2