Сибирские огни, 1967, № 2
Такие детали из жизни семьи являются не только делом семьи, но и делом обще ственным В некоторых случаях, особенно до совершеннолетия, экономическая зависи мость детей от родителей, очевидно, являет ся объективной необходимостью, если об щество заинтересовано избавиться от всяческих правонарушений несовершеннолет них. Но тогда все родители, или, в крайнем случае, подавляющее большинство, должны быть настоящими наставниками и воспита телями своих детей, обладать непререкае мым нравственным авторитетом. К сожалению, и в наши дни еще не все родители умеют быть такими. Большое ко личество молодых (и ке совсем молодых) пап и мам не имеют элементарного понягия о воспитании детей. Между тем, процесс воспитания во много раз усложнился за последние тридцать лет. Пропаганда марксистской нравственно сти осуществляется у нас главным образом в школах на уроках обществоведения, в высших же учебных заведениях она, по су ществу, ограничивается преподаванием исто рического материализма и этики. Вопросы семьи и брака, проблемы взаимоотношения полов, проблемы педагогики, психологии, социальной гигиены не находят конкрет ного отражения в самом предмете этих наук. Назрела необходимость разработать осо бый курс преподавания в старших классах средней школы основ нравственного воспи тания в области семьи и брака, который бы включил в себя эти вопросы. Такой же курс, но на более высоком уровне, должен быть создан для средних специальных и высших учебных заведений. В США, например, еще в 1927 году был прочитан первый курс для студентов по под готовке к браку. К 1949 году подобные курсы читались уже в половине всех кол леджей страны и были введены в ряде уни верситетов и средних школах1. Формирование новых социальных отно шений, характерных для коммунистическо го общества, создание материально-техни ческой базы коммунизма требует обучения и воспитания высококвалифицированных кадров, вооруженных не только знаниями математики, физики и пр., но и искусством воспитания молодого поколения. Без прак тического решения этих вопросов мы не сможем осуществить планы коммунистиче ского строительства. Без укрепления семьи, основанной на марксистско-ленинской нрав ственности, умеюшей воспитывать подра стающее поколение, мы не сможем разре шить проблему подростков. Со страниц нашей печати не сходит об суждение этой проблемы. Но вряд ли она разрешима без укрепления семьи. Растор жение браков, развал семьи только увели чивает число детей, растущих без отцов, в неполноценных условиях. Чтобы выяснить, сколько же в настоящее время таких де тей, мы обследовали 318 школьных классов с общей численностью учащихся 11842 че ловека (с первого по одиннадцатый классы). И оказалось, что 13,1 процента детей ра стет без отцов. Анализ уголовных дел малолетних пра вонарушителей по двум крупнейшим райо нам Новосибирска — Кировскому и Окябрь- скому —показал, что более 50 процентов всех осужденных составляют дети, растущие без отца. Дети, живущие с отцом и ма терью, попадают на скамью подсудимых чаще всего, когда в семье злоупотребляют 'спиртными напитками. Трудно переоценить роль школы и учи теля в формировании мировоззрения ребен ка, будущего члена социалистического об щества, но ни один самый хороший воспи татель не может заменить отца, а воспита тельница — мать. Именно в семье ребенок учится отношению к человеку, к обществу. Поэтому нам представляется, что воспита ние ребенка без отца или без матери нару шает нормальный процесс становления че ловеческого характера. Слова Олега Кошевого, обращенные к. своей матери, полны душевного обаяния. Через это человеческое отношение и рож дается высокое гражданское чувство ответ ственности перед матерью-Родиной. Герой Советского Союза Герман Степа нович Титов считает, что всем хорошим, что есть у него как у человека и гражданина социалистического общества, он обязан своему отцу, о котором он говорит: «Если бы вы знали, какой у меня батя! Всем хо рошим, что есть у меня, я ему обязан!». Прав Шарль Монтескье, который гово рил'о том, что «лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Задачи воспитания советского человека и особенно молодого поколения в духе ве- линих идеалов коммунистического общества, поставленные Программой КПСС, XXIII съездом Коммунистической партии, с еще- большей убедительностью утверждают зна чение семьи, где закладываются основы мо рального и нравственного склада человека, его идеалы, его взгляды на жизнь, форми руется человеческий характер, отношение к: обществу. 1 А. Г. X а р ч е в. Брак и семья в СССР. М». 1964, стр, 9. 1в*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2