Сибирские огни, 1967, № 2
семейной кооперации труда, перекладывая домашние .работы на других членов семьи. Самоустранение одного из супругов (как правило, мужчины) нередко приводит к разрушению семьи. По старой домостроев- 1 ской традиции некоторые мужчины считают, что домашнее хозяйство должна вести же на. Находятся и такие, что женятся с расчетом обеспечить себе удобство в^ быту, подыскав жену без особых претензий, без ропотно выполняющую все домашние хло поты. Для таких мужчин жена — не това рищ в жизни, а домработница. Конечно, по добные браки не отличаются прочностью. Бывают случаи разрушения семьи и по вине женщин, отказывающихся заниматься домашним трудом. Правда, этот факт не столь типичен, но тем не менее вызывает немало горьких раздумий. По-видимому, здесь сказываются наши пробелы в тру довом и моральном воспитании подрастаю щего поколения, в обещании им слишком скорого обобществления быта и создания всех материальных благ. Некоторые моло дые ¿упруги оказываются неподготовлен ными к трудностям самостоятельного су ществования. Не так они представляли се бе семейную жизнь. Со стороны она им казалась «раем, где можно целоваться». А в действительности семья требует серьез ной трудовой деятельности, нравственной выдержки, мудрости в поведении, практи ческой смекалки в решении многочислен ных будничных вопросов. В. Чекалин в книге «Любовь и семья» высказал недовольство тем, что «в сознании отдельных людей сохранились еще своеоб разные сословные перегородки, которые ме шают, например, инженеру жениться на рядовой работнице или рабочему на. учи тельнице»1. Дело, конечно, не в «сословных перего родках», а в том, что в жизни существуют различия между людьми умственного и фи зического труда, существует разница в жиз ненных привычках, в духовных запросах и т. д. В период развернутого коммунистиче ского строительства задача как раз и состо ит в том, чтобы сблизить между собой раз личные социальные группы населения по их материальной и культурной обеспеыенно- сти и на этой основе поднять духовный мир людей. А пока он различен не только в си лу индивидуальных особенностей той или иной личности, но и по уровню культуры. В этом суть. Семейная жизнь проч на в тех случаях, когда существует един ство «душевного мира», основу которого в значительной степени составляет уровень культуры людей. Л. Н. Толстой в беседе с А. М. Горьким высказывался на этот счет грубовато, но верно. Смысл этого высказывания сводил ся к тому, что женщина своим телом не способна удержать мужчину около себя, но* * В. Ч е к а л и н , «Любовь н семья». Госпо- ллтяадат. М., >964. сгр. 130. душой — да. Наверное, эти слова справед ливы и по отношению к мужчинам. Нередко мужчины опережают в образо вании своих жен через систему вечернего и заочного обучения. Женщины же, обреме ненные детьми, домашним хозяйством, не имеют возможности повышать свой уро вень. Здесь причина распада семей зало жена в еще недостаточной организации об служивания быта населения. Значительное число разводов совершает ся по разным причинам. Более подробно, по жалуй, следует остановиться на таком кон кретном мотиве расторжения браков, как вмешательство родителей в жизнь молодо женов. Эта проблема сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Ф. Энгельс еще в одном из своих ран них произведений,— в «Наброске к крити ке политической экономии», изучая жизнь рабочего класса первой половины XIX века, зорко подметил одну характерную черту в семейных отношениях, которая появилась у фабричных рабочих. «Последние остатки общих интересов,— писал Энгельс,— семейная общность иму щества подорвана фабричной системой и, по крайней мере, здесь в Англии — уже на ходится в процессе разложения. Стало совершенно обыденным явлением,, что дети, едва ставшие работоспособными,, т. е. достигшие девятилетнего возраста, тра тят на себя свою заработную плату, видя в отцовском доме просто платное приста нище, и дают своим родителям известное- вознаграждение за стол и жилище»2. Не следует забывать, что семья совет ского рабочего своими социальными корня ми уходит в ту самую семью фабричного рабочего, о которой писал Ф. Энгельс. В семье рабочего определенная экономиче ская зависимость детей от родителей суще ствует до.тех пор, пока они не начали са мостоятельно работать. Наша задача — воспитание коллективиз ма, основанного на единстве морально- нравственных интересов огцов и детей. Ес ли мы не добьемся настоящего коллекти визма в рамках семьи, то коллективизм в обществе создать еще сложней. Очевидно,, организованное общество должно в совет ской семье закрепить и развить другие, про грессивные традиции — традиции коллекти визма, нравственной чистоты и моральной сплоченности. В такой семье нет места деспотизму от цов и анархической распущенности и без ответственности детей. Кто безответственен перед родителями или перед детьми, тот безответственен и перед обществом. Госу дарство сильно крепостью и сплоченностью- семей. Не простым вопросом является, напри мер, такой факт: отдает ли свой зарабо ток молодой человек отцу с матерью, или он расходует его по собственному усмотре нию. г К. М а р к с н Ф. Э н г е л ь с , Соч., нзд. 2-ое, т. I. стр. 550.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2