Сибирские огни, 1967, № 2

дет. Причем в большинстве случаев <62 процента) расторгаются браки продол­ жительностью до, 6 месяцев. В чем же причина такой неустойчиво­ сти, непрочности некоторых браков? Сам по себе развод, если в нем возник­ ла необходимость, есть благодеяние, сред­ ство разрешения противоречий, возникших в семье, «Свобода развода,— писал В. И. Ле­ нин,— не «распад» семейных связей, а на­ против укрепление их на единственно воз­ можных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях»1. Социалистическое общество за свободу развода. Но оно не безразлично к тому, на каких основах строится семья. Развод — следствие плохого брака. Общество обязано уметь управлять семейно-брачными отноше­ ниями. Речь, разумеется, идет не только о юридических законах, хотя они имеют свое значение в укреплении и развитии семьи в социалистическом обществе. Важнее этой области постановка воспитания, глубокая, обоснованная пропаганда среди населения принципов создания семьи, соответствующей идеалам коммунизма. Но для действенной пропаганды необходимо прежде всего вскрыть причины, которые приводят к раз­ рушению семьи. Вот что показывает изучение причин разводов по Новосибирской, области. Если принять все количество расторгнутых бра­ ков за 100 процентов, то по причине пьян­ ства распалось 21,7 процента семей, из-за несерьезного отношения к браку —55,5 про­ цента, из-за отсутствия детей —3,4, по раз­ ным причинам — 19,4 процента. Если сравнить данные о разводах по причине пьянства по городам и районам Советского Союза, то выявляются некото­ рые региональные особенности. Так, напри­ мер, в Ленинграде по этой причине про­ исходит 40 процентов всех разводов, хотя по потреблению спиртных напитков этот го­ род, как и другие города западных районов нашей страны, выглядит значительно скром­ нее городов Сибири и Востока. Семейная жизнь предусматривает един­ ство духовного мира у мужа и жены. Фор­ мируется этот мир под воздействием эко­ номических и нравственных условий, в которых воспитывалась личность. Наше об­ щество по своему социальному составу по­ ка неоднородно. Положение человека в со­ циалистическом обществе, как известно, определяется уровнем образования и ква­ лификации, его деловыми и политическими качествами, от которых во многом зависит и уровень материальных и культурных по­ требностей, степень их удовлетворения. Ко­ нечно, эти внешние признаки далеко не мо­ гут исчерпать специфики, индивидуальность той или другой личности, ее духовного склада Большое значение имеет общее ми­ ровоззрение, сложившиеся взгляды на жизнь. А они формируются не только под воздействием официального воспитания, но 1 В. И. Л е н и » . Соч.. изд. 4-е, т. 20. стр. 303. и под воздействием исторических, нацио­ нальных традиций и местных обычаев. Одной из причин разводов, как пока­ зав анализ статистических и опросных све­ дений, является супружеская неверность. Если соотнести разводы по этой причи­ не ко всем разводам, то они составят бо­ лее 27 процентов (данные по Новосибирской области). Из всех фактов супружеской не­ верности на мужчин приходится 69 про­ центов, на женщин —31 процент. В число разводов по этим мотивам включены и факты несоблюдения девиче­ ской чести и половой жизни мужчин до брака. При выходе замуж и женитьбе мно­ гие из молодоженов пытаются скрыть свою прошлую жизнь друг от друга, что нередко приводит к неожиданному разрыву. Значительная часть браков расторгается из-за большой разницы в возрасте супру­ гов. Отмечен факт развода, когда жене 19 лет, а мужу 44 года. Такие браки, как пра­ вило, неудачны. И дело здесь не только в разной физической дееспособности вступаю­ щих в брак, но и В разном восприятии ми­ ра. У людей с большой разницей в возрасте не может быть «душевной близости», как утверждал Я. М. Свердлов,2 а значит, не может быть и семейного счастья. Идеи коммунистического строительства в самой своей сути против неравных бра­ ков. Пора нам осознать простую истину, что коммунистическая нравственность не может утвердиться только одними убежде­ ниями, зачастую весьма абстрактными. Кол­ лективная воля общества должна быть во­ площена в юридическом законе. Правомерно ли разрешать вступление в брак гражданам, достигшим 18-летнего воз­ раста? Объективный процесс развития на­ шего общества давно по существу ответил на этот вопрос. Ведь фактически для боль­ шинства молодежи брачным возрастом в настоящее время является 20—24 года, ког­ да закончено образование, получена специ­ альность, созданы материальные основы для вступления в брак и для самостоятельной жизни. Так не пора ли юридические законы привести в соответствие с объективным процессом общественного развития? Нам представляется, что кодекс законов о семье, браке и опеке требует серьезного пересмотра. В Программе КПСС говорится о том, что в ходе коммунистического строительства «должны быть полностью устранены остат­ ки неравного положения женщин в быту»3. Что же понимать под этими «остатками» и какое это имеет отношение к семье и браку? Как показало изучение 381 суточного бюджета времени трудящихся машинострои­ тельных и радиотехнических заводов Ки­ ровского и Октябрьского районов города Новосибирска, 25 процентов из числа муж­ чин и 4 процента женщин не участвуют в 2 Я. М. С в е р д л о в , Избранные произведе­ ния, т. I, 1951, стр. 153, 3 Материалы XXII съезда КПСС, ГосполитиЗ' дат, 1962, стр. 393. Ю Сибирские огни № 2 145”

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2