Сибирские огни, 1967, № 2
И. МУСАТОВ ВЫБИРАЯ СПУТНИЯА ЖИЗНИ... В эстафете человеческой жизни семья является связующим звеном между поколе ниями людей. В семье, в значительной ме ре. старшее поколение передает молодому опыт прошлого, молодежь же, в свою оче редь, обогащает старших новыми веяниями жизни. И старшие не стареют духом, а мо лодые становятся опытнее. В этом взаимо действии и развивается человеческая лич ность. С тех пор, как человечество помнит свою собственную историю, интерес к семье ни когда не угасал. Особенно глубокое изу чение сущности семьи, истории и законо мерности ее развития началось со второй половины XIX века. Проблеме семьи, диалектике ее разви тия большое внимание уделяли Маркс, Эн гельс, Ленин, Бебель. И это вполне есте ственно, так как «общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной стра ны,—писал Энгельс,—обусловливаются обои ми видами производства, степенью разви тия, с одной стороны — труда, с другой — семьи»1. В истории общества, как и- в истории земли, между отдельными эпохами нет «Ве ликой китайской стены». Вместе с веще ственными факторами производства (стан ками, машинами, приборами и т. д., создан ными прошлыми поколениями людей) новому поколению достается от них и духов ная сторона жизни —привычки и навыки к труду, обычаи и обряды, взгляды на мир, труд, семью, общество. 'К . М а р к с и Ф, Э н г е л ь с . Соч., изд. 2-е, т* 21, стр. 25—26. Я не начало жизни, не конец. я —продолжение жизни, я —отец. М. С в е т л о в . Зз годы социалистического строитель ства в СССР возникли основы новой семьи, базирующейся на экономическом, полити ческом, юридическом, национальном и ра совом равенстве мужчины - и женщины, объединенных общей идеей строительства коммунистического общества. Однако яв ления старого мира в советской семье, в семейных отношениях еще полностью не- преодолены. И это результат не только со хранившегося в некоторых случаях эконо мического неравенства между мужем и же ной, но и невысокого уровня нравственного, развития отдельных членов нашего обще ства. «Родимые пятна» капитализма, о кото рых говорил К. Маркс, сохранились в се мейно-брачных отношениях прежде всего потому, что наша советская семья все еще,, хотя и в разной степени, остается хозяй ственной единицей. Личные огороды, сады, продуктивный скот, различного рода домашнее ремеслен ное производство и т. п. обособляют семью, как хозяйственную единицу. Особенно это- характерно для семьи колхозника или сов хозного рабочего. Ведением домашнего хозяйства в стра не занято 12,8 млн. человек, из них на се мьи колхозников приходится 5,7 млн. че ловек. В домашнем хозяйстве ежегодно затра чивается 100 миллионов человеко-часов преимущественно женского труда, что рав но годовому бюджету времени почти 40' миллионов человек2. 2 «Коммунист», 1963, № 11. В. Синицын. «Фор мирование коммунистического быта». 14»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2