Сибирские огни, 1967, № 2

И. МУСАТОВ ВЫБИРАЯ СПУТНИЯА ЖИЗНИ... В эстафете человеческой жизни семья является связующим звеном между поколе­ ниями людей. В семье, в значительной ме­ ре. старшее поколение передает молодому опыт прошлого, молодежь же, в свою оче­ редь, обогащает старших новыми веяниями жизни. И старшие не стареют духом, а мо­ лодые становятся опытнее. В этом взаимо­ действии и развивается человеческая лич­ ность. С тех пор, как человечество помнит свою собственную историю, интерес к семье ни­ когда не угасал. Особенно глубокое изу­ чение сущности семьи, истории и законо­ мерности ее развития началось со второй половины XIX века. Проблеме семьи, диалектике ее разви­ тия большое внимание уделяли Маркс, Эн­ гельс, Ленин, Бебель. И это вполне есте­ ственно, так как «общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной стра­ ны,—писал Энгельс,—обусловливаются обои­ ми видами производства, степенью разви­ тия, с одной стороны — труда, с другой — семьи»1. В истории общества, как и- в истории земли, между отдельными эпохами нет «Ве­ ликой китайской стены». Вместе с веще­ ственными факторами производства (стан­ ками, машинами, приборами и т. д., создан­ ными прошлыми поколениями людей) новому поколению достается от них и духов­ ная сторона жизни —привычки и навыки к труду, обычаи и обряды, взгляды на мир, труд, семью, общество. 'К . М а р к с и Ф, Э н г е л ь с . Соч., изд. 2-е, т* 21, стр. 25—26. Я не начало жизни, не конец. я —продолжение жизни, я —отец. М. С в е т л о в . Зз годы социалистического строитель­ ства в СССР возникли основы новой семьи, базирующейся на экономическом, полити­ ческом, юридическом, национальном и ра­ совом равенстве мужчины - и женщины, объединенных общей идеей строительства коммунистического общества. Однако яв­ ления старого мира в советской семье, в семейных отношениях еще полностью не- преодолены. И это результат не только со­ хранившегося в некоторых случаях эконо­ мического неравенства между мужем и же­ ной, но и невысокого уровня нравственного, развития отдельных членов нашего обще­ ства. «Родимые пятна» капитализма, о кото­ рых говорил К. Маркс, сохранились в се­ мейно-брачных отношениях прежде всего потому, что наша советская семья все еще,, хотя и в разной степени, остается хозяй­ ственной единицей. Личные огороды, сады, продуктивный скот, различного рода домашнее ремеслен­ ное производство и т. п. обособляют семью, как хозяйственную единицу. Особенно это- характерно для семьи колхозника или сов­ хозного рабочего. Ведением домашнего хозяйства в стра­ не занято 12,8 млн. человек, из них на се­ мьи колхозников приходится 5,7 млн. че­ ловек. В домашнем хозяйстве ежегодно затра­ чивается 100 миллионов человеко-часов преимущественно женского труда, что рав­ но годовому бюджету времени почти 40' миллионов человек2. 2 «Коммунист», 1963, № 11. В. Синицын. «Фор­ мирование коммунистического быта». 14»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2