Сибирские огни, 1967, № 2
ВОСЬМОЙ ПЯТИЛЕТКИ ВИТАЛИЙ ЗАЛЕНСКИЙ ДОРОГИ Н Район этот степной, огромный. Глубин ный. Хозяйство в районе обширное: одной только пашни четверть миллиона гектаров, да скот, да машины, да постройки разные. Крупное все, масштабное. Может быть, по тому именно здесь когда-то была построена первая в Кулунде асфальтированная доро га, давшая району выход к Южно-Сибирской магистрали. Однако гладь-благодать в райцентре и кончается, а дальше поезжай в любую сто рону— перед тобой во всем своем неустрой стве ляжег битый пыльный проселок. Мне особо запомнилась сорокакилометро вая койминская дорога с ее захватывающи ми дух колдобинами и непостоянством кон туров. Правда, летом все-таки здесь можно проехать, но в раздорожицу редкий води тель рискнет пуститься в дальний рейс: сплошная маята! Зимой же после первого настоящего бурана быстроходный автомо биль позорно уступает трассу гусеничному трактору с санями либо пассажирскому ко пытному вездеходу с кошевой. Словом, лег кой прогулки дорога не обещает. Тут бы и попенять кому следует, но то — особая тема, а к данному случаю довольно вспомнить старую примету, что всякая до рога красна ездоками. По койминскому шляху бывалые шоферы везут хлеб и молоко, лес и железо. То,прой- дет бортовая, наД кузовом которой величе ственно покачиваются виторогие бараньи головы, то «летучка» пропылит, то проедет в легковушке озабоченный начальник... До рога не праздничает, дорога работает. Испо- лать ей, вечной труженице среди бесчислен ных дорог России! ...Я ехал в Коймы весною, когда уже про сохло, но еще колея не очень была разбита. Все путешествие обошлось одним небольшим приключением. Где-то на полпути, у села Каяушки, дорогу пересекает Кучук — речка так себе, можно перешагнуть в любом месте. Промерзает она до дна, и остается загадкой, где зимуют те метровые щуки, которыми не прочь похвастать каяушенские маль чишки. Нынче речка поднатужилась и, выйдя из берегов, снесла в Каяушке деревянный мост. Ехали мы на перекладных, у воды пришлось спешиваться, чтобы пересесть в другую машину, поджидавшую нас на том берегу. Через речку была перекинута лава —лег кий мосток на козлах и с перильием — для пешеходов. Огромные глыбы льда медленно оплывали под жарким солнцем на берегах уже опавшего Кучука. Несмотря на явный урон хозяйству и не удобства для людей, причиненные полово дьем, каяушенские колхозники нимало не се товали на стихию. — Смотрите, куда мост уволокло. До са мой Светланки! — восхищенно сказал наш шофер и даже похвалил Кучук: — Силен, бродяга! От Каяушки дорога не круто выводит на плоский увал, с которого неожиданно откры вается великолепная панорама. Впереди разметалось необозримой шири ны село —Коймы. Далеко-далеко слева ма ячат башни элеватора — там железнодорож ная станция. До нее не менее полусотни ки лометров. Справа, в засиненной ложбине — Вознесенка. Ничто, кроме расстояния, не ме шает обзору. И как странно: эта мягко очерченная не броская елань словно господствует над всею степью, и выше нее ничего нет, наверное, до самых приобских грив на востоке, до пред горий Рудного Алтая на юге, до Прииртыш- ского плато на западе. Нет, не скучна никакая дорога, толь ко бы пролегала по той земле, что навсегда вошла в твое сердце! А в этот раз <у меня был к ней особый интерес... Дуэль на охоте Еще зимой, в Новосибирске, я увиделся с Андреем Корниловичем Цыбенко, район ным работником из Кулунды — он приезжал сдавать очередные экзамены на заочном от- 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2