Сибирские огни, 1967, № 1
Всякое историческое открытие или уточ нение вызывает ряд новых вопросов. Так получилось и с обстоятельствами ареста Бограда Анализ их, проведенный А Бон даревым, показывает, что у Якова Ефимо вича былг. возможность не попасть в руки врагов. Почему он ею не воспользовался? «Что он задумал? — спрашивает автор кни ги.— Может быть, решил изнутри разрушать логово врагов?» Ответ на этот вопрос, воз можно, принесут дальнейшие исследования. Большую работу провел автор по изу чению публицистического наследия Бограда. Газетные подшивки первых лет революции хранят много его статей и заметок. Некото рые из них подписаны псевдонимами. Их расшифровку и учет всего написанного и опу бликованного Яковом Ефимовичем нельзя считать законченными, эту работу надо про должить. По своему жанру книга А. Бондарева представляет исторический очерк. 'Во всту пительной главе «Вечная память» рассказы вается о гибели и похоронах Бограда в Красноярске. Затем начинается хронологи чески последовательный рассказ о жизни революционера. Интересны главы, где го ворится о революционных боях в Краснояр ске о поездке Бограда в Иркутск, власть в котором захватили эсеры и меньшевики. Как член Средне-Сибирского бюро в Цент- росибири, Яков Ефимович выступал в раз личных местах Сибири с пламенными реча ми, отстаивал Советскую власть от ярост ных нападок эсеров и меньшевиков. Несмотря на большую работу, проделан ную А. Бондаревым, нельзя согласиться с ним в трактовке некоторых моментов поли тической деятельности Бограда. Приведу один пример. Касаясь вопроса об отрицательном вна чале отношения Якова Ефимовича к Брест скому миру, А. Бондарев объясняет это двумя причинами: незнакомством Бограда с ленинскими статьями, посвященными необ ходимости заключить мир немедленно, и влиянием на него, как и на других сибир ских большевиков, статей Троцкого. Такое объяснение малоубедительно. Трудно предположить, чтобы Боград. буду чи знаком с выступлениями основного про тивника Ленина в вопросе о мире, не знал выступлений самого Ленина. Дело, по-ви- димому, обстояло значительно сложнее. За «революционную войну» стояли тогда мно гие большевики, считая, что заключение мира с Германией «потушит факел рево люции» Как известно, Ленину пришлось выдер жать невероятно грудную борьбу, чтобы отстоять мир, чтобы убедить в его необхо димости большинство партии. Каждый, кто вживется в накаленную атмосферу той эпо хи и постарается понять огненные характе ры таких людей, как Боград, неизбежно увидит, что эти страстные борцы, до конца преданные революции, стояли за продолже ние войны именно потому, что видели в ней путь к всемирной революции. И надо было обладать прозорливостью и широтой взгляд дов Лзнина, чтобы в то время думать и действовать иначе. Величайшая мудрость Ленина, проявленная им при заключении Брестского мира, как и высокая точность определения срока победоносной атаки на • временное правительство, как и введение новой экономической политики и многие другие важнейшие акты его партийной и государственной деятельности, могли быть, присущи только поистине гениальному по литику. Нам это хорошо ридно сейчас с вершин истории. А когда эти вершины, по словам Маяковского, были ,«временем за крыты», видеть их было дано не каждому даже из самых опытных революционеров, К чести таких людей, как Боград, надо при знать, что они сумели исправить свои ошибки... Досадны погрешности языка и стиля, кое-где встречающиеся в книге («Было ре шено о захвате власти» — с. 72). Напрасно, на мой взгляд, помещено в книге фото бю ста Бограда: скульптуру эту никак не назо вешь удачной, она обедняет и просто ис кажает образ революционера... Н. К а р га п о л о в Ф О Л Ь К Л О Р Н А Р О Д О В С И Б И Р И В Сибири живет больше тридцати на родностей. «Они создали чудеснейшие произведения героического эпоса, велико лепные сказки, отразили свою историю в тысячах песен, преданий и легенд. Мудро сти народа нет предела»,— пишет Л. Е. Элиа сов, редактор и автор одной из статей сборника,1 который вышел накануне второй, всесибирской конференции по изучению фольклора народов Сибири советского пе риода. В упомянутой статье Л. Элиасова «Си бирская фольклористика и ее задачи» дает ся глубокий анализ состояния изучения уст ной поэтической культуры многочисленных народов, населяющих Сибирь. Рассказывая о путях развития фольклористики до рево люции, автор прослеживает борьбу передо вых деятелей культуры с представителями реакционной буржуазной фольклористики. Он высоко оценивает вклад в науку перво го крупного сибирского фольклориста С. И Гуляева, открывшего былинную гра-‘ линию в Сибири, говорит о большом зна- 1 Фольклор народов Сибири. Сборник статей, Улан-Удэ, Бурят, кн„ изд., 1965, 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2