Сибирские огни, 1967, № 1

Всякое историческое открытие или уточ­ нение вызывает ряд новых вопросов. Так получилось и с обстоятельствами ареста Бограда Анализ их, проведенный А Бон­ даревым, показывает, что у Якова Ефимо­ вича былг. возможность не попасть в руки врагов. Почему он ею не воспользовался? «Что он задумал? — спрашивает автор кни­ ги.— Может быть, решил изнутри разрушать логово врагов?» Ответ на этот вопрос, воз­ можно, принесут дальнейшие исследования. Большую работу провел автор по изу­ чению публицистического наследия Бограда. Газетные подшивки первых лет революции хранят много его статей и заметок. Некото­ рые из них подписаны псевдонимами. Их расшифровку и учет всего написанного и опу­ бликованного Яковом Ефимовичем нельзя считать законченными, эту работу надо про­ должить. По своему жанру книга А. Бондарева представляет исторический очерк. 'Во всту­ пительной главе «Вечная память» рассказы­ вается о гибели и похоронах Бограда в Красноярске. Затем начинается хронологи­ чески последовательный рассказ о жизни революционера. Интересны главы, где го­ ворится о революционных боях в Краснояр­ ске о поездке Бограда в Иркутск, власть в котором захватили эсеры и меньшевики. Как член Средне-Сибирского бюро в Цент- росибири, Яков Ефимович выступал в раз­ личных местах Сибири с пламенными реча­ ми, отстаивал Советскую власть от ярост­ ных нападок эсеров и меньшевиков. Несмотря на большую работу, проделан­ ную А. Бондаревым, нельзя согласиться с ним в трактовке некоторых моментов поли­ тической деятельности Бограда. Приведу один пример. Касаясь вопроса об отрицательном вна­ чале отношения Якова Ефимовича к Брест­ скому миру, А. Бондарев объясняет это двумя причинами: незнакомством Бограда с ленинскими статьями, посвященными необ­ ходимости заключить мир немедленно, и влиянием на него, как и на других сибир­ ских большевиков, статей Троцкого. Такое объяснение малоубедительно. Трудно предположить, чтобы Боград. буду­ чи знаком с выступлениями основного про­ тивника Ленина в вопросе о мире, не знал выступлений самого Ленина. Дело, по-ви- димому, обстояло значительно сложнее. За «революционную войну» стояли тогда мно­ гие большевики, считая, что заключение мира с Германией «потушит факел рево­ люции» Как известно, Ленину пришлось выдер­ жать невероятно грудную борьбу, чтобы отстоять мир, чтобы убедить в его необхо­ димости большинство партии. Каждый, кто вживется в накаленную атмосферу той эпо­ хи и постарается понять огненные характе­ ры таких людей, как Боград, неизбежно увидит, что эти страстные борцы, до конца преданные революции, стояли за продолже­ ние войны именно потому, что видели в ней путь к всемирной революции. И надо было обладать прозорливостью и широтой взгляд дов Лзнина, чтобы в то время думать и действовать иначе. Величайшая мудрость Ленина, проявленная им при заключении Брестского мира, как и высокая точность определения срока победоносной атаки на • временное правительство, как и введение новой экономической политики и многие другие важнейшие акты его партийной и государственной деятельности, могли быть, присущи только поистине гениальному по­ литику. Нам это хорошо ридно сейчас с вершин истории. А когда эти вершины, по словам Маяковского, были ,«временем за­ крыты», видеть их было дано не каждому даже из самых опытных революционеров, К чести таких людей, как Боград, надо при­ знать, что они сумели исправить свои ошибки... Досадны погрешности языка и стиля, кое-где встречающиеся в книге («Было ре­ шено о захвате власти» — с. 72). Напрасно, на мой взгляд, помещено в книге фото бю­ ста Бограда: скульптуру эту никак не назо­ вешь удачной, она обедняет и просто ис­ кажает образ революционера... Н. К а р га п о л о в Ф О Л Ь К Л О Р Н А Р О Д О В С И Б И Р И В Сибири живет больше тридцати на­ родностей. «Они создали чудеснейшие произведения героического эпоса, велико­ лепные сказки, отразили свою историю в тысячах песен, преданий и легенд. Мудро­ сти народа нет предела»,— пишет Л. Е. Элиа­ сов, редактор и автор одной из статей сборника,1 который вышел накануне второй, всесибирской конференции по изучению фольклора народов Сибири советского пе­ риода. В упомянутой статье Л. Элиасова «Си­ бирская фольклористика и ее задачи» дает­ ся глубокий анализ состояния изучения уст­ ной поэтической культуры многочисленных народов, населяющих Сибирь. Рассказывая о путях развития фольклористики до рево­ люции, автор прослеживает борьбу передо­ вых деятелей культуры с представителями реакционной буржуазной фольклористики. Он высоко оценивает вклад в науку перво­ го крупного сибирского фольклориста С. И Гуляева, открывшего былинную гра-‘ линию в Сибири, говорит о большом зна- 1 Фольклор народов Сибири. Сборник статей, Улан-Удэ, Бурят, кн„ изд., 1965, 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2