Сибирские огни, 1967, № 1
Я тоже делал свой культйк личности (!) И славой бредил, жизнь атакуя?! ...Хожу в деревне- лечусь от культа. П р о б и в а ю щ а я ся кое-где сквозь строки сам оирон ия не сп асает стихотворение « Х о ж у в д ер евн е...» от утри рован ности, н а д у манности поставленной автором «проблемы », д а и «пояснено»*то все это м ал о в р азум и тельным и, стерш им ися сл о в ам и ... К а к бы то ни бы ло, а поэты вновь и вновь у н осятся мы слью и чувством своим к «родны м п е н а т а м » ,в и отчий кров, деревня питаю т и б у д о р а ж а т их поэтическое вообр аж ен и е, п о д сказы в ая иногда истинно поэтические темы и образы . Н еб о л ьш о е стихотворение Н . Ч ер касо в а « У ш л а со сед к а из д ер евн и ...», видимо, д о л ж н о о многом напом нить читателю , зн аком ом у с деревенской ж и знью военны х и послевоенны х лет. Унта соседка из деревни. Мелькнул платочек на бугре. Смежил ее домишко древний Глаза на выцветшей заре. Пешком, походкой неторопкой. Как неизбывная печалс. Судьба нехоженою тропкой Пошла за ней —в какую даль? Ушла от памяти о муже, Лишь запах трав с собой взяла, Никто ей, видно, здесь не нужен. Никто из целого села. А на селе гармонь играла, У клуба стыли гоЗтоса. И потихоньку догорала Зари вечерней полоса. Н аш и поэты много и справедли во пиш ут о подвиге советской ж енщ ины — труж ен ицы , м атери, солдатки — в тяж ки е годы войны. Н и слова об этом не сказан о в сти хотворении Н . Ч е р к а со в а , а оно, несом ненно, гл убоко взволнует читателя. Ч ем ж е? Горькой вдовьей судьбой , так похож ей на суд ьбу ваш ей м атери ?.. Воспом и н ани ем о детстве, о полуопустевш ей послевоенной деревне, о т к уд а уходили не только «от памяти о м у ж е » , но и за куском хлеба н асущ н о го ?.. А , м о ж ет, грустной, очень теплой и прочувствованной интонацией, за которой вся невы сказан н ая боль и лю бовь поэта? И л и тонкими психологическим и д етал ям и , точно вы см отренными острым поэтическим глазом (уш ла «п оходкой неторопкой, как неизбы вная печ а л ь ...» ) ? .. М о ж е т бы ть... Н ел ьзя «объ ять н еобъятн ое», подвластное лиш ь подлинной поэзии ... Е сли стихотворение Н . Ч ер к а со в а «У ш л а со сед к а из деревни ...» сильно глубиной и проникновенное 1 ью ч увств а, то сти хотворение «Ч аст о сл ы ш у...» Г . П а н о в а привлекает внимание п реж д е всего свеж естью и остроум ием поэтического «п оворо та» темы . А за клю чающ ее стихи обобщ ение несет в себе в а ж н у ю мы сль о преем ственности трудовы х народны х традиций: И храня старины основу, внуки деда — собой кряжи, здесь в Паново совсем по-новому строят новую жизнь! Н о я не случай но ск а зал выш е о чуть ли не «есенинских» интонациях в лирике м о ло ды х поэтов. В этом «чуть» все и д ел о. В ед ь если С . Е сени н, дей ствительн о, болел су д ь бой русской деревни, путь которой в н о в ую ж и знь ем у был не всегда и не во всем п онятен, то у наш их м олоды х сти хотворцев тоска по деревне есть не что иное, как тоска по своем у уш едш ем у д етству, «р о зо в ая » и н еугасим ая тоска взросл еющ его чел овека, которая и трогает чи тателя-сверстн ика: увы , детства не вернеш ь, и не со ж ал еть об этом н евозм ож н о , а иногда д а ж е просто приятно бы вает погрустить о том д ал ек о м , н евозвратном врем ени... Н о почему ж е кое-где мы начинаем о щ у щ ать некоторую ф ал ьш ь в искренних, к а зал ось бы , пер еж и в ан и ях лирического героя? А дело в том, что лучш и е стихи Н . Ч е р касова и Г . П а н о в а написаны не о совре менной деревне, а о деревне детства, такой , к ак ая она бы ла лет п я тн ад ц ать-д в ад ц ать н аза д (п отом у-то так часто и пом ин аю тся предки гер о ев !). Х о р о ш о зная деревню св о его д е т с-в а , наш и поэты имеют очень приблизительное представление о н асущ н ы х заб о т ах и д ел ах соврем енной д еревн и . И когда они начинаю т гром ко упрекать себя за «отры в» от зем ли, за утрату «свя зей » с родной почвой,— это не вы зы вает в д уш е здрав ом ы слящ его читателя ответного со п ереж и ван и я . О н справедли во недоум евает: разве так у ж сл ож н о в наш е врем я у то лить тоску по зем ле, по д еревн е?.. Д л я Б . Л ю ги к о в а , к прим еру, тоска т а кая явно беспредм етн а. О н пиш ет о себе: « П о роду свои х занятий я м ехани к, имею дело с зем лей, с лю дьм и , посвятивш им и ей свою ж изнь. И стихи мои — об этих л ю д я х , о зем ле». Ж и зн ен н ая позиция ли рического героя Б . Л ю ги к о в а , его место в рабочем строю , его связь с родной зем лей — прочны и действенны . Т ак , в «Б а л л ад е о трактори сте» автор р асск азал о подвиге человека, который «встал навстречу п о ж а р у , м еж огнем и хлебам и плуг вонзил, словно н о ж ». В есом ы е поэтические образы и детали скл ады ваю тся здесь в напряж ен н ую картину трагического противоборства лирического героя с р а зб у ш евавш ейся стихией: И сгорбатил огонь свою Хищную спину, И уполз в березняк. Как израненный волк. Только вспыхнуло сердце Стальное машины. Раскалилось и лопнуло. Двигатель сМолк. А рассеялся дым, И березы увидели — ^ рожь, склоняясь над плугом. Целовала отвал, И стеклянные слезы О погибшем водителе Трактор тихо ронял Иэ расплавленных фар... Д а , мне по д уш е и хар актер , и позиция, и ж изненное «кредо» поэтического героя Б . Л ю ги к о в а, дел ающ его свое дело на зем ле ум ело, споро, плодотворно, без вы спренних слов и гром ких д еклараци й . Н о — ни- 12 Сибирские огни № 1 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2