Сибирские огни, 1967, № 1
У Г . П ан о в а — «ш ибко дед на Толстого см ахи вал или, м ож ет, Толстой на него». Тут сущ ественно как раз второе предпол ож ение. О к азы вается , д ед -хи трец , «в лики святы х не верящ ий», рядом с иконой повесил портрет писателя и «д о казы вал , что Толстой — самы й что ни на есть первейший на Росси йской зем ле святой ». Т ак естественно, без настойчивы х подчеркиваний вы является не только атеистическая, в сущ н ости , н атура русского м у ж и к а, но и у беж д аю щ е вы сказы вается главн ая мы сль сти хотворения: именно он, м уж и к русский, и есть тот самы й «первейш и й... на зем ле святой », котором у и следует лиш ь покл оняться... У Н . Ч е р к а с о в а— д ед , слы вш ий «ярым христолю бцем », не менее колоритен: Из-под брови своей тяжелой Он устремлял в икону взгляд.; И так глядел порой часами, Гоняя злобу по щекам, Что лик поеживался в раме... О чен ь вместительны е строки. В сти хотворении не только, по сути, многое сказан о о нелегкой дол е р усского м у ж и к а, но и с х в а чено нечто очень сущ ествен ное в его х а р а к тере: сл ож н ейш ая гам м а «взаим оотнош ений» черкасовского героя со святыми — от впитанного с м олоком матери «христолю - бия» до крам ольного и часто бессознательного богоборчества -— отр аж ает глубокие сдвиги в крестьянской психологии предреволю ционной поры. А , главное, ведь это и есть та иском ая поэтам и история, которая соеди ни лась, наконец, с поэзией, ибо образ д ед а у Н . Ч ер касо в а при всей своей х у д о ж ественной конкретности и пластичности исторически п р авд и в... А разве перед глазам и поэтов, ныне отм етивш их или соби р аю щ и хся отмети!ъ свои «тридцатилетние ю билеи», не проходила и не проходит история, новейш ая история своей страны ? В ели кая О течественная и горькое военное детство, апоф еоз победы и послевоенная р а зр у ха , трудовой энтузиазм м олоды х поколений 50— 60-х годов и целинная эпопея — это ж е все ж и в ая наша история, прочно см ы каю щ ая ся с горячей соврем енностью . И вот когда м олоды е авторы пы таю тся осмы слить такую историю , основы ваясь на собственном социальном и Нравственном опы те,— тогда-то стих их и начинает по-н астоящ ем у глубоко волновать, тогда-то и вспы хивает м еж д у читателем и поэтом «вольтова д у га » взаим опоним ания и взаим ообогащ ен ия. Таковы стихи « У сол датски х могил» и «К р асн ая линия» В . Н е- чунаева, «Уш л а соседка из д еревн и ...» и «О гур цы » Н . Ч ер к а со в а, м аленькая поэма «М узы ка» Г . П а н о в а ... П оэтический образ России неразры вно связан в сти хах молоды х с размыш лениями о родной Зем ле и своем на ней месте, месте поэта в рабочем строю ... О ткры вая каж ды й день «м удры е законы » Зем л и , «навеки взяв» ее себе в учителя, поэты стрем ятся определить диалектическую суть «земного тяготенья» в век космических кораблей: И нужно так землей переболеть. Чтоб каждый нерв твой, обретая пенье, Одолевал земное тяготенье И оставался в песне на земле... Я так хочу землей переболеть! (Г. П а н о в ) Зд есь важ н о зам етить, что молоды е поэты А л т ая — вы ходцы из деревни, и — п о нятно — ее труды и дни они знаю т не понаслыш ке. Тему Зем ли , «земного тяготенья» они реш аю т чащ е не в аб страктн о -ф и лософ ском (как в цити ровавш ем ся выше сти хотворении Г . П а н о в а ), а в очень локальном , конкретном худож ествен н ом плане: труд человека на зем ле. < Н е менее, одн ако, сущ ественно и то о б стоятельство, ч ю многие наши поэты — силой ж изненны х обстоятельств, по роду своей трудовой деятельности, профессии — оторваны от родны х деревень, ж и вут больш е в гор од ах. А зов зем ли, а тоска по отчему дом у сильно дает знать о себе в их р усски х, м уж и ц к и х, «зем ляны х» н атур ах. О ни нередко м учительно, болезненно переж и ваю т этот разры в с родной почвой, тянутся к деревне, одаривш ей их и природным талантом , и первыми яркими поэтическими впечатлениями «А мы ведь м ало ходим по зем ле»,— сетует герой Г . П а н о в а. «К о гд а- нибудь вернусь в деревню »,— надеется и герой Н . Ч ер к а со в а ,— ведь «я до смерти свой седым полям ». О д н ак о тут ж е с горечью признается, «что иногда дорога к д о м у в сто раз длинней, чем от него». В кратком предисловии к своей книж ке Н . Ч ер касо в пиш ет: «М н е много приходится ездить. Н о где бы я ни был, зеленые маяки березовы х колков и весенне-грустное «ку-ку» всегда бередят пам ять и заставл яю т чувствовать себя долж ни ком перед родным краем ». В от э ю чувство вечного д олж н и ка перед родным краем , грусть-тоска по родной почве, вспоивш ей и вскормивш ей лирического героя, р ож д ает порой в сти хах наших м олоды х поэтов чуть ли не «есенинские» интонации и мотивы. Н . Ч ер касо в начинает грустить по «и вовом у ую ту» речуш ки П ету- ш ихи; Г . П а н о в , вгляды ваясь в клин ж у р а в лей, «когда они, как дым от хаты , летят за тридевять зем ель», силится понять (и, конечно, п они м ает!), «к каком у уголку земли такой тоскующ ей лю бовью комочек м аленький налит.» М ож н о понять, почем у манит к себе лирического героя «ивовый ую т» родной реки и куда зовут его ж ур ав л и . Н о стоит ли к этому естественном у чувству «приш ивать» непременно «злобу д н я», ослож нять его некими «актуальны м и» и якобы социальны ми мотивами. Т ак , герой Г . П а н о в а, у см а т ривая в деревне и ее природе чуть ли не панацею от всех бед и недугов, лечит свою «ш альную д уш у» «деревьям и, землей и со л ныш ком », сби вая с себя городскую «спесь» и казнясь сомнениями: Неужто где-то я вкось свернул?! Уехал в город, с селом простясй,— И вот оборвана с землею связь. Неужто слепо, пьянясь излишествами (?)» 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2