Сибирские огни, 1967, № 1

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ В. К е р ж е в З Е М Н О Е ТЯ ГО ТЕН Ь Е П ять книж ек сти хов, изданны х в 1966 году в Б ар н аул е. П я ть молоды х поэтов,, ж и в ущ и х и работаю щ их на А лтае. Н овы е фамилии в «поэтической рубрике»: Г . П а н о в (сборник стихов «Д о б р о т а » ), Н . Ч ер касо в (« О т а в а » ), В . Н еч ун аев (« К р асная л и н и я»), Б . Лю ти ков (« З ем л я »), Д . Го- осен («О душ евлен ны е п редм еты »)... С ам о е заветное для них с л о в о — Р осси я. О н о , это слово, неотделимо от други х, столь ж е вы соких и дороги х: Р од и н а, Н ар о д , З е м л я . П ризнаний в лю бви к Р осси и мы найдем в сти хах не м ало: «Я все отдам тебе, Р о с сия, и ж изнь свою , и сон, и явь, и лишь лю бовь к тебе, Р о сси я , ты мне, п о ж ал уй ста, оставь» (Н . Ч е р к а со в ). Герои молоды х поэтов — сыны и дочери Р осси и : «М ы — Р о сси я !» (В . Н еч ун аев ). И х патриотизм активен и ж и вотворен , они чувствую т себя х о зяевам и и строителям и своей страны и за являю т об э ю м во весь голос: Не болтайте трех китах! Земля на наших лежтт хребтах! (В. Н е ч у н а е в ) . Крепко, бережно счастте России Держим мы на плечах своих (Б. Л ю т и к о в). Р о сси я — Р у с ь ... М о ж н о понять начинающ их авторов, когда от патриотических и гр аж д ан ск и х деклараций они переходят к поэтическом у исследованию родной истории. И стори и близкой, которую творили ком сомольцы восем надцатого год а. И истории д а лекой, ухо дящ ей в ды м ку легенд и преданий: новгородское вече, битвы славян с печенегам и, богаты рские заст авы ... О б р ащ ая сь к истории Р о сси и , поэты п о дтв ерж даю т ело* вом своим связь времен, преемственность поколений, ратую т за развитие и при ум нож ение славны х народны х трад и ц и й— патриотических, револю ционны х, труд овы х, вои нски х... Песен первых начало Не сотрут времена. Поколенье Корчагина Продолжается в нас. (Г. П а н о в ) О д н ак о за декларацией и лозунгом в поэзии д о л ж н а стоять «ч увствуем ая мы сль», емкий и запом и нающ и йся образ человека и времени. А создать такой образ дан о не к аж д о м у поэту. И в этом отношении д а ж е наиболее интересные зарисовки исторического плана в сти хах м олоды х не к аж ут ся все ж е весомыми и законченными х уд о ж еств е н ными вещ ам и . В о т , ск а ж ем , «П есн я о вечной юности» и «Р усь » Г. П а н о в а. Э т о — поэти ческая м озаи ка, картинки которой в каки х- то частностях и д етал ях ярки, вы разительны, но взяты е в целом , они не у б е ж д аю т в своей внутренней необходим ости и о б о сн о ванности. П о эт и не пы тается дать более или менее синтетический образ врем ени, ставш его историей, а без этого экскурсы в прош лое обречены на н еуд ачу. Н ак он ец , он не видит, не м ож ет зримо представить себе ж и вого, конкретного человека того врем ени, о котором ведет речь, а без него историческая картина тускнеет, становится^ слиш ком общ ей , расплы вчатой. В сти хах действует не народ, а некая безликая человеческая м а сса — хлебопаш цы , богатыри, бояре; «за ним и — тучно, за ними — гордо ш ествую т к уп чиков пышные бороды ». П о сл ед н яя деталь, впрочем , очень не плоха — не будь она так сиротливо одинокой... С о в сем по-ином у восприним аеш ь стихи, где приметы и движ ение истории р ассм о трены сквозь призму конкретной человеческой судьбы , через характер и облик человека, которого поэту довелось видеть и х о рош о знать. Д в а стихотворения с одинаковым н азв анием — « Д е д » , 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2