Сибирские огни, 1967, № 1

в одном из стихотворений: «С р ед и первобытных чащ об и тум анов я ж и ть без ср а в нений никак не м огу». И . Л у го в ск о й , дей ствительно, остро чувствует эту «первобы тность» м ира! О н пишет резкими м азкам и. О бразы у него подчас вы глядят излишне грубоваты м и, коряж и сты м и , как сам а т а е ж ная при рода, о которой он сл ож и л не одно превосходное стихотворение. В сти хах у него «торчит пеньком ож и вш и й сусли к», звезды прим ерзаю т к н ебосводу, ветер ср езает б ороду д евятом у в а л у, лю би м ая пахнет багул о м , селезень «выносит из залива розовую зорьку на груди ». Т ол ько настоящ ий поэт м ож ет зам етить, к ак «на костре ию льского зак ата кры лья о б ж и гаю т ж ур а в л и », как вечер «м едвеж онком чернобурым загл я ды вает в р асп ахн ут ую дверь», а пробивш ая ся сквозь ветви деревьев полоска зари к аж ет ся алой бровью гл ух ар я . Л и ри ка И н нокентия Л у го в ск о го , п о -н асто ящ ем у са м о бы тная и я р к ая , до си х пор ещ е, к с о ж а лению , не оценена, как она того за сл у ж и вает. В отличие от И . Л уго в ск о го и некоторы х др уги х поэтов С и би р и , творчество В асилия Ф едорова за последние годы приобрело ш ирокую популярность. В «Библиотеке сибирской поэзии» он представлен внушительным однотом ником , в который вош ло больш инство его лирических произведений и несколько поэм . П о эзи я В аси л и я Ф ед о р ова, как и лирика Л ео н и д а М арты н ов а, подним ает большие ф и лософ ски е и нравственны е проблемы век а. О н размыш ляет о родине, лю бви, к расоте и скусств а, м астерстве и призвании х у д ож н и к а. Е го волную т судьбы человека середины д в ад ц атого столетия, человека, стоящ его на ветру истории, на пересечении ее путей. Н е случайно- один из циклов своих сти хов он назвал «Л и ц о м века». П о эт ищет в прош лом и соврем енности такие нравственны е и духовны е ценности, которы е возвыш аю т человека д о бессм ертия. Е го Б етховен из одноименной поэмы , ср а ж енны й глухотой и недугам и, вы ходит победителем из неравной борьбы со злом и к оварством . И по беж д ает потом у, что, в отличие от хитрости и коварства м ноголикого зл а, «в и скусстве добром изощ рился он» В свою очередь, нетленная красота тициановской Венеры не м ож ет затм ить подвига простой русской ж енщ ины , что со ст арилась до времени в т р у д ах , лиш ениях и заб о тах. Они как бы уравнены поэтом — судьба нестареющ ей Венеры и судьба см ертной ж енщ ины , что рано постарел а. О к а з ы вается «судьба Н а т а ш и — это подвиг, а подвиг стоит красоты ». Б олее того, именно ценой красоты , говорит поэт, оплачено н аш е буд ущ ее в прям ом значении этого сл о в а — красотой Н аташ и Граевой и к р а со той Венеры Т и ци ан а, уплы вш ей в годы первы х пятилеток за океан в обмен на м а шины. За красоту людей живущих. За красоту времен грядущих Мы заплатили красотой. . ■ 172 В аси л и я Ф едорова постоянно привлекает судьба человека из н арода. И м ен но ем у он п освящ ает свои лучш ие стихи и поэмы. В поэме «З о л о тая ж и л а» — это кузнец Х а ритон и солдатка Г л аш а, отстаивающ ие свое право на счастье наперекор всем у и вся. В поэме « Д у ся К ов ал ьчук» — это простая ж енщ ин а-си бирячка, р азб уж ен н ая к активной жизни революцией и п ож ер тв овавш ая собой ради ее тор ж ества. К о гд а-то м уж привел Д у с ю в свой дом и «в сун дуке з а крыл ее девические песни». Револю ция вы пустила на свободу эту песню д уш и , той сам ой «м олодой д уш и », что, «идя на см ерть, не верит смерти». В «Белой рощ е», одном из лучш и х пр оизведений В . Ф едо рова, пронизанном светлым лиризм ом , возникает ф игурка старенькой матери, при езж ающ ей по первом у зову к своем у сыну, котором у вдруг взгрустн улось в целинном крае, вдали от отчего крова. Этот образ старой русской ж енщ ины , что «не в рад о стях п о седела», словно светится изнутри — столько в нем истинной поэзии и человечности. Ф едо ровская героиня из «Белой рощ и» сродни д р угом у об р азу в нашей поэзии, образу матери из одноим енной поэмы Н . Д ем ен тьева. Н азван ны е произведения близки и по сю ж ету,, и, главное, по отношению поэтов к судьбам свои х героинь. О б р аз ж енщ ины -м атери , ж енщ ины - труж еницы оба поэта подним аю т до величественного ап оф ео за, в котором участвую т и природа и лю ди, повзрослевш ие и во зм уж авш и е дети этих седеньких м атерей, на чью долю было так скупо отпущ ено р ад о сти и счастья. В ообщ е следует зам етить, что В асилий Ф едоров в' поэзии своей традицио- нен в сам ом хорош ем значении этого сл ов а. О н не гонится за модными рифм ам и и верси ф и като рск и м и кунш тю кам и. Д л я него не устарели и классические разм еры . В лучш и х традициях -русской поэзии пишет он о лю б ви, рисует образ ж енщ ины . Е го лю бовная лирика нередко внутренне драм ати чн а и одновременно целом удренна в своей основе. П оэт почти всегда хорош о чувствует ту грань, переход за которую губит искусство. О б р аз русской ж енщ ины в лирике и поэм ах В асилия Ф едорова достигает подчас большой силы обобщ ения, заставл яя вспомнить и некрасовское: «коня на скаку остановит, в горящ ую избу войдет», и более близкое —- «милы х красавиц Р осси и » Я росл ава С м ел я - кова. Н о преемственность традиций вовсе не означает п одраж ан и я и повторения. И В . Ф едоров пишет обо всем этом по-своем у и глубоко. О, женщины! Русская слава Под сердцем у вас зачалась. Красавицы русских селений, Из вас поклонюсь я любой За то, что судьба поколений Становится вашей судьбой. И ск у сст в о , поэзия для В . Ф едорова — повседневный, упорнейший труд. В своей «Трудовой книж ке» поэ 1 рассказы вает о том , как ш есть скупы х строк из нее он го­ I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2