Сибирские огни, 1967, № 1

«поэтической историей Сиби ри». П о собственному признанию М арты н ов а, он «о щ у щ ал прош лое на вкус, цвет и зап а х » . И это ощ ущ ен и е поэт сум ел вы разить в свои х стих а х и поэм ах о Е р м ак е, в «Т обольском летописце», «П лен ном ш веде», «П равди вой истории об У вен ькае» и други х. В этих произведениях историческая точность ф акто в, собы тий, лиц сочетается с пласти кой, объемностью ф игур и картин, их психологической достоверностью . Р аб о те поэта у М арты нова предш ествовал кропотливый исследовательский труд ученого, историка. И стори ческие разы скания его печатались в специальны х и здан иях, появля ли сь в газетах и ж у р н а л а х . В лучш их вещ ах своих он достигает м аксим ального приближ ения и зображ аем ого далекого прош лого к читателю . О со бен н о примечателен в этом отношении его «Тобольский летописец ». Вот бабы , переругиваясь и сплетнич а я , полощут белье в проруби на И рты ш е, вот беш ено мчится на своей лихой тройке, не р азби рая дороги, ямщ ик И л ья Ч ер еп анов с седоком своим немцем Ф рауен дорф ом , которого он готов сбросить в первую ж е п о п авш ую ся полынью . У тобольского губернатора С о й м он ова, недавнего катор ж н и ка, «болит ноздря. З ал ечен а, а все ж е нет- нет д а и кольнет. Т ам нерв задет». В ся поэм а построена на этих подчеркнуто бы товы х д етал ях и сц ен ах. П о эт видит своих героев. О н не р ассказы вает, а показы вает, ж и вопи сует их. И перед читателем постоянно вы рисовы ваю тся до галлю цинаций отчетливо осязаемы е, скульптурны е фигуры героев поэмы — С о й м о н о в а, Ч ерепан о ва и их окруж ен и я. П рим ечательны обе эти центральны е ф игуры . Сой м он ов, генерал- м айор, обер-прокурор С е н а т а , талантливый учены й-м оряк, сподвиж н ик П е тр а. О н уп-* рятан был Бироном в «каторж ны е норы» и прозябал там , потеряв имя и честь до тех пор, пока не вспом нила и не вы зволила его оттуда Е л и завета. В поэме Л . М арты нова С ой м он ов у ж е старик, энергичный и деятельный, умный правитель Тобол ьска: Е го д р уг И л ья Ч ерепанов днем гоняет я м щ и ну, а вечерам и пишет свою летопись о т р у д ах и дн ях С и б и р и ... Л еон и д М арты нов — поэт, откры вший удивительную страну «Л у ко м о р ь е», страну, полную чудес и очаровани я поэзии н ародных преданий Э то «Л уко м о р ье» ж ивет во многих его вещ ах. Элем ен т чудесного, ск а зочного есть и. в его «В олш ебны х с а д а х » , и в « Н а я д а х » , и .в «Северной сказке», и в л у кавой притче о заике-подм астерье из « Р а с сказа про м астерство». О н ко всем у умеет прикоснуться волш ебной палочкой, имя которой вы сокое искусство, поэзия. П о эт ви дит то, чего не видят други е. В от из недр сам о го что ни на есть заурядн ого п а р о х о д ства на крыльцо вы ходит ш есть обы кновенных девуш ек-конторщ иц. Н о поэту они видятся иначе: Вглядись, слепой ты чел век, В их небывалые наряды! Ведь эти девы —души рек, Иначе говоря —наяды! Б ольш ой м астер, тонкий знаток сл о в а, Л . М арты нов лю бит свой «строительный м атериал», стрем ится использовать все воз- • м ож н ости , залож ен ны е в слов е, проявить его скры тую м агическую си л у. * М н оги е из исторических поэм Л ео н и д а М арты нова давно не переиздавались, да и сам поэт уш ел от них к иным сю ж ет ам и тем ам . Собранны е вместе в новом издании, они производят сильное впечатление и, несомненно, привлекут всякого, кто лю бит полновесное русское сл о в о . О ст ает ся только пож алеть, что автор и редакторы явно п о скупились на отбор произведений. В сб о р ник не вош ел, ск а ж ем , «К ом ен дантски й час» — одн а из ранних поэм М арты н ов а об О м ск е времен колчаковщ ины . Э т о м астерски сделаннбе произведение известно всем лю бителям поэзии, и отсутствие его в о д н о томнике весьм а зам етно. Х о тел о сь бы здесь видеть представленными и некоторы е, хотя бы наиболее характерны е из «си би рски х» стихотворений поэта. О том, наоколько обш ирна географ ия сибирской поэзии, свидетельствую т вы ш ед шие в «Б иблиотеке» томики сти хов И н н о кентия , Л уго в ск о го и И гн ати я Р о ж д ест в ен ского. Э т о типично «сибирские» поэты. В се их творчество, как и поэзия И льи М у х а - чева, связано с родной Си би рью , ее при родой , ее историей, ее лю дьм и. Б ол ее того, это певцы по преим ущ еству В осточной С и бири с ее С ая н ам и , А н гарой и Енисеем . И гнатий Рож дествен ски й пиш ет о ленински х м естах, холодны х саян ски х верш и нах и бурны х во д ах Е н и сея, о полярной ночи и охотни ках С ев е р а , русски х зем леп ро хо дц ах и м о ря ках, политических ссыльны-х и свои х соврем енн иках,— пиш ет проникновенно и горячо. Ветер Сибири пахнет д л я поэта «ш алф еем и сладкою . м ятой », а «звонкий во зд ух ее к аж ет ся синей рекой, напоенной лучам и до сам о го дн а». И нтересна и богата чувством и краскам и его лю бовная ли рика, хорош о и сравнительно полно представленная на страни цах сборника. Л ирический герой его рвется н австречу лю бим ой «сквозь вихри северны х сияний, сквозь буйны х красок огнепад». Л ю б и м ая в его сти хах «р ад угу зад ела р у кавам и и р ад уга по кофте р азл и лась»... П оэти ческая биограф ия поколения, ещ е подросткам и встретивш его О ктябрьскую револю цию , запечатлена в лирике Иннокентия Л уго в ск о го . О н пишет о первы х ком сом ольц ах на селе, чоновских отр яд ах и первы х к о л хо за х. П иш ет о пограничниках^! сиби ряк ах на фронте, что «под М осквой в сугр о б ах по колено стояли насмерть», стояли так, как кедры стоят над Л ен ой , <в несокруш и мом сом кнутом строю ». С ти хи И . Л у го в ск о го глубоко лиричны . Они исполнены страсти и силы чувства. Безбреж ны ^ таеж ны е пр осторы , плеск байкальской волны и синева уссури й ского винограда равно дороги сер д цу поэта. П оэтический образ у И . Л у г о в ского всегда неож идан, бросок, дышит к а кой-то первозданной свеж естью . П о эт об р онил одн аж ды лю бопытное признание, заяви в 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2