Сибирские огни, 1967, № 1
У С . М ар к о в а пластика образа и вещ ность детали, поэтическая точность виденья идут не от эстетизм а, как это бы ло, ск а ж е м , у акм еистов, а от полноты ощ ущ ен ий , от полновесного чувства бытия. Х ар актер н о его признание в одном из ранних сти хотворений: «Н е т , я, наверное, не устан у ж ить и бродить по этой зем ле». В другой раз он ск а ж ет: «В ед ет по новым дорогам меня озорная суд ь б а». В стихотворении « С о в р е менник» верно схвачены отличительны е черты биографии его ли рического героя, сливающ ей ся с биограф ией века: И всюду гор зонты сини, Светла туманов пелена, Я видел тундры и пустыни Твои, великая страна! Сочти сейчас мои скитянья. Мои работы и труды И награди высоким званьем Искателя живой воды, В поэзии С ер гея М а р к о в а все движ ется и рвется вперед — лю ди, врем я, стихии. У ж е в одном из первы х его стихотворений мы встречаем ся с таким ем ким , «опредмечен- ным» обр азо м врем ени: •И время мчалось жеребцом С безумно выкаченным глазом. М аст ер ств о С . М арк о в а-п о эта порою бывает удивительным по меткости наблюдений и свеж ести восприятия. Т ак , свой рассказ об О м ск е времен граж д ан ск ой войны он за верш ает такой неож иданной и емкой концовкой: А в Омске на окнах доныне герань Растет не в горшках, а в шрапнельных стаканах« В отличном стихотворении «Зн аю я — м алин овою ранью » невольно приковы ваю т внимание действительно звенящ ие строки, которы е, о д н аж д ы прочитав, вы у ж е не з а будете. На заре Звенигород звенит — Будто пчелы обновляют соты, Все поет —деревья, камни, воды, Облака и ребра древних плнг. Р азн о об р ази е творческих индивидуальностей, м ногогранность тем и ж ан р о в — вот что в первую очередь отличает поэзию С и бири. П о -о со б о м у интересна и богата она произведениям и исторического плана. П о - этам и -сиби рякам и созд ан а своеобразн ая поэтическая летопись истории С и би р и , которая засл у ж и в ает того, чтобы стать предм етом специального и сследовани я. Н ет, п о ж а л у й , в сибирской поэзии ни одного значительного поэта, который бы так или иначе не откликнулся в своем творчестве на собы тия отдаленного и близкого прош лого. Н а чиная со « С к аза о Е р м ак о в о й походе» Г ео р гия В ятки н а, созданн ого ещ е в д вадц аты е годы , и до поэм В аси л и я Ф едорова «Зо л отая ж и л а» и « Д у с я К о в ал ьч ук », написанны х у ж е в наш и дн и, почти . все сибирские поэты о б р ащ ал и сь к историческим сю ж етам и тем ам . И стори ческая поэма в сибирской поэзии — один из излю бленны х и р асп р остр а ненных ж ан р о в . Т аки е поэмы и стихи мы найдем у А н атоли я О л ь хо ц а и И гн ати я Р ож д еств ен ск о го , у С ер гея М а р к о в а и И льи М у х а ч е в а , у М и хаи л а С к у р ат о в а и Л еон и д а М арты н ов а. О со бен н о интересен опыт д в у х последних из названны х поэтов, в чьем творчестве историческая тем атика заним ает очень значительное место. Б ол ее того, именно в историческом ж ан р е наш ел себя как поэт М и хаи л С к у р ат о в . Ч ерез поэтическое осмы сление истории ш ел к соврем енности Л еон и д М арты нов, М и хаи л С кур ат о в ож и вляет в свои х стих а х былые преданья и легенды , сказан и я о седой старине. Е го пленяет м еткая о б р азность и красочн ая ж и вопи сность старой р усской речи. О н лю бит расцвечивать свои поэмы и стихи узорам и народного красноречия. П есен н ая ф ольклорная стихия буш ует в его сти хах, насыщ енны х .обилием исторических подробностей и колоритны х деталей, порой подни м аю щ ихся до сим волического обобщ ения, порой просто курьезны х и з а бавны х. П оэти ческое освоение истории Сибири в лучш и х сти хах поэта всегда п о-своем у неож и д ан н о и оригинально. Таковы его «К р асн о б ай », «М осковски й тракт», «С и б и рячке», «Стары й бр од яга». О н пишет о первых поселенцах и беглы х к атор ж н и ках, сибирских парти зан ах и основателях Б р ат ск о го острого, неистовом протопопе А в в ак ум е и царе А л ексее М и хай л ови че. И стори ческая ж и вопи сь у М . С к у р ат о в а предельно точна и конкретна. О со бен н о хорош и его исторические поэмы. В «Си би рской родословн ой», к прим еру, воссозд ан а ш и рокая панорам а исторических событий за три столетия. П ервы е зем леп роходцы на А н гаре, постройка Б р атского ост рога, посы лающ ий свои проклятия царю и патри арху Н и ко н у непокорный и бешеный А в в ак у м , екатерининские вельм ож и , воеводы и .бунтари — все они проходят перед нами, потом кам и, со своей правдой и л о ж ью , своими судьбам и . Н а этом обш ирном полотне п о э 1 редко вы писы вает отдельны е фигуры . Е го увлекает м асш табность, дви ж ение лю дски х м асс. З д есь есть великолепно сделанные^ ¿цены , прекрасно написанны е куски . П о р ой его эпическое повествование достигает больш ой экспрессии и силы . М С к у р ат о в не идеализирует своих героев, и в этом , несомненно, одно и з , д о стоинств его поэмы . О н стрем ится писать историю без ретуш и. Е м у дороги эти р азбойные, отваж ны е и смелы е пращ уры . П о вествование об их подвигах перем еж ается у него с прямым авторским обращ ением к ним. Не вам довелось в соболях походить И женок в бобровые шубки рядить. Не вам колокольцы на тройках звенели И с дуг рассыпались малиновой трелью С ямщицкою песней лихой за горами... И нтересная страница в русской поэзии — исторические поэмы Л еон и д а М арты н ов а. С ергей Залы гин в своем предисловии к сбо р нику поэта не без основания назы вает их 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2