Сибирские огни, 1967, № 1
ставления о многогранном творчестве поэта, да антологический по своему характеру сборник «Поэты 20—30-х годов», объединив ший под одной обложкой ни много ни ма ло, как 18 сибирских авторов. Каждому тому «Библиотеки» предпосла на вступительная статья. Скажем прямо, написаны они, за единичными исключениями, со знанием дела, с большой любовью к по эзии вообще и поэзии анализируемого авто ра в частности. С блеском сделан очерк Виктора Уткова о Сергее Маркове. Без преувеличения, это подлинно художествен ный портрет поэта. Взволнованно и темпера ментно пишут сибирские поэты о своих кол легах по ремеслу: Александр Смердов — об Илье Мухачеве, Елизавета Стюарт — о Ва силии Федорове, Казимир Лисовский — об Иннокентии Луговском. Не так уж часто пишут у нас поэты о поэтах. В «Библиотеке сибирской поэзии» это стало хорошей тра дицией— здесь о художнике, как правило, пишет сам художник. В импрессионистической по форме, яркой и содержательной по существу манере гово рит об очаровании поэзии Леонида Марты нова Сергей Залыгин. Но, пожалуй, наибольшие препятствия стояли перед Витдлием Коржевым, автором вступительного очерка к сборнику «Поэты 20—30-х годов». В самом деле, попробуйте- ка рассказать в одной небольшой статье э поэзии двух десятилетий, дать характери стику творчества восемнадцати авторов! Тут мало одного понимания и чувства поэзии. Необходимо еще быть и исследователем, умеющим преодолевать сопротивление мате риала. Критик вышел из этого поединка по бедителем. Его очерк о поэзии и поэтах Сибири читается с интересом, подкупая вер ностью наблюдений, меткостью характери стик, живостью изложения. Менее посчастливилось в данном случае Игнатию Рождественскому. Очерк о нем Ю. Мосткова написан сухо и малоинтересно, без малейшей попытки проникнуть в поэти ческое своеобразие лирики и эпоса этого ма ститого певца енисейских просторов. Художественное освоение Сибири в твор честве ее-поэтов поистине безгранично, оно отливает многими гранями, проходит в не скольких разрезах — поднимаются большие пласты иртории, начиная с походов Ермака и кончая войной гражданской и войной Оте чественной, раздвигаются географические рамки. Поэты открывают Алтай, Забай калье, Саянские нагорья, идут в тайгу и на новостройки, проникают на Крайний Север, в Заполярье, вновь и вновь возвращаются к красотам родной природы. В их стихах плещется к «славное море, привольный Бай кал», играет и звенит своенравная Ангара, катит к Ледовитому океану свои могучие волны красавец Енисей. Сибирская земля и сибирское небо во всем их многоцветий вновь и вновь зовут к себе поэтов, действи тельно, и непохожих и хороших. Усилиями поэтов-сибиряков создана подлинная поэти ческая летопись Сибири, где, кажется, ничто не забыто и не потеряно. Давайте же по пробуем совершить небольшое путешествие в эту страну поэзии, попристальней вглядим ся в ее сокровища. «Библиотека сибирской поэзии» откры вается книгой Ильи Мухачева, одного из одаренных запевал советской поэзии й Си бири. В содержательном очерке Александра Смердова дается творческий и человеческий портрет поэта, вдумчиво и чутко просле живается основной мотив его лирики —• тема человека и природы во всей сложности их взаимоотношений. По справедливому за мечанию А. Смердова, в творчестве Иль» Мухачева на. специфически конкретном, ал тайском материале преломились общерус ские мотивы и темы Поэтому было бы не справедливо сводить его поэзию, насыщен ную мягким лиризмом, к поэзии областни ческой и, следовательно, по-провинциально му ограниченной. Илья Мухачев через всю жизнь пронес любовь к Алтаю. Он не уставал воспевать его людей, его поля и долины, леса и реки, синеву алтайского неба и белизну снежных горных вершин. Вслед за Георгием Вятки ным и Иваном Брошиным он открыл Алтай для русской поэзии. Но, оставаясь певцом Алтая во всей его первозданное™, И. Му хачев был прежде всего русским советским поэтом, и сердце его волновали те же чув ства, что одушевляли сердца и других со ветских поэтов. Говорил же он об этих чувствах картинами родной алтайской при роды, поэтически осмысленными рассказами о судьбах людей Алтая. Талант его рос и мужал вместе с ростом всей советской по эзии. Однотомник поэта позволяет просле дить весь творческий путь его с достаточной полнотой. С давних лет, как вешние цветы. Полюбил Алтай я беззаветно. Любовь к Алтаю у поэта органически сливалась с уважением и любовью к малым народам, к их культуре и традициям, ибо ему была близка и понятна «радость юрт и хижин, теплый голос всех племен и рас». Так писал И. Мухачев еще в середине двад цатых годов, в самом начале своего творче ского пути. В ранних стихах И. Мухачева заметно ощущается влияние лирики С. Есенина. Оно явственно' сказалось на таких его стихотво рениях, как «Счастье», «Ты опять зовешь меня бродяжить» и др. Это воздействие С. Есенина на творческие поиски раннего И. Мухачева не было чем-то внешним и случайным. Молодому поэту импонировала есенинская влюбленность в природу, про никновенный лиризм его поэзии. Пройдя че рез эту поэтическую школу, он вышел из нее обогащенным, научился говорить о шуме тайги, плывущих облаках и горных водопа дах, о солнце, ливнях и ветрах на языке настоящей поэзии, на языке чувства. Луч шие стихи его отличает,мелодичность и на певность, мягкий задушевный лиризм, ка 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2