Сибирские огни, 1967, № 1

криптцикл Василий Трушкин ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ СИБИРИ В пятый год своего существования всту­ пает «Библиотека сибирской поэзии». Не по­ ра ли подвести хотя бы некоторые, предва­ рительные итоги, как-то осмыслить славный пятидесятилетний путь развития русской со­ ветской поэзии в Сибири, которая постоян­ но обогащает значительными идейно-эстети­ ческими, художественными ценностями со­ кровищницу большой, многоголосой обще­ русской литературы. В этом лишний раз убеждаешься, знакомясь с вышедшими то­ миками «Библиотеки». Они, что .называется, наглядно и неопровержимо свидетельствуют о том, как много сделано поэтами-сибиряка- ми в развитии отечественного искусства. И здесь хотелось бы особо подчеркнуть, что речь идет в данном случае не только о «громких» именах, без которых трудно пред­ ставить советскую поэзию, ее прошлое и настоящее, таких, как Иосиф Уткин, Павел Васильев, Леонид Мартынов, Василий Фе­ доров, Евгений Евтушенко, наконец, но и о таких опытных мастерах поэтического цеха, как Михаил Скуратов, Илья Мухачев, Сер­ гей Марков, Иннокентий Луговской, Анато­ лий Ольхон, Александр Смердов, Елизавета Стюарт, Казимир Лисовский, Игнатий Рож­ дественский, Леонид Решетников, и других, внесших свой и притом заметный вклад в поэтическую культуру родины. Советская социалистическая Сибирь по­ истине стала страной поэзии. Она дала за пятидесятилетие немало настоящих масте­ ров, поэтов хороших и разных. «Библиоте­ ка сибирской поэзии» впервые с такой пол­ нотой и наглядностью позволяет окинуть единым взглядом все многообразие поэтиче­ ских богатств Сибири, накопленных за деся­ тилетия. После «Библиотеки сибирского романа» предпринятое издание многотомной поэтиче­ ской библиотеки — явление большого куль­ турного значения, которое трудно переоце­ нить. В таких масштабах и с такой полнотой поэзия Сибири предстает перед читателем впервые. Ничего похожего в прошлые годы в издательской практике не было. Правда, отдельные попытки собрать воедино сверка­ ющие россыпи сибирской поэзии предприни­ мались и раньше. Так, еще в 1926 году в Новосибирске пол редакцией Вивиана Ити- на был издан сборник послеоктябрьской ре­ волюционной лирики «Вьюжные дни». К со­ рокалетию Октябрьской революции в том же Новосибирске под редакцией К. Лисовского и А. Никулькова вышла «Поэзия Сибири» — своеобразная антология сибирской совет­ ской поэзии за сорок лет ее существования. Составители включили в свою книгу про­ изведения сорока шести сибирских авторов, начиная от П. Драверта, В. Итина и Г. Вят­ кина и кончая Николаем Переваловым, Ва­ силием Федоровым, Леонидом Чикиным и другими, молодыми в то время сибирскими поэтами. Наконец, в 1963 году в Москве, в издательстве «Художественная литература», под редакцией Георгия Маркова и Василия Федорова выходят «Стихи о Сибири» -г- большой сборник, в котором представлены произведения русских поэтов о Сибири, на­ чиная с Радищева и кончая поэтами наших дней. Вот, собственно, и все, что было сде­ лано по собиранию сибирской поэзии до вы­ хода «Библиотеки». Нам еще придется говорить о недостат­ ках и просчетах этого фундаментального издания. Сейчас же прежде всего хочется сказать о его несомненных достоинствах. И главное из них, на мой взгляд, заклю­ чается в том, что составители и редакторы «Библиотеки сибирской поэзии» стремятся дать по возможности исчерпывающее пред­ ставление о творческом пути крупных сибир­ ских поэтов. Вышедшие сборники стихов Ильи Мухачева, Иннокентия Луговского, Сергея Маркова, Михаила Скуратова, Васи­ лия Федорова, Игнатия Рождественского свидетельствуют о том, что перед нами не просто очередная книжка стихов того или иного поэта, а его «Избранное», своего рода итоговый поэтический однотомник, позволя­ ющий читателю наглядно представить твор­ ческий путь автора в его становлении и раз­ витии. Исключением здесь являются только исторические поэмы Леонида Мартынова, которые, конечно же, не дают полного пред­ 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2