Сибирские огни, 1967, № 1
лы Свердловска помнят Новокшонова как блестящего лектора о революционных собы тиях в Испании, о творчестве Пушкина, о советской литературе, о Горьком, с которым он неоднократно встречался и переписы вался. Много времени отдавал Иван Михайло вич литературному творчеству. •Борьба си биряков за утверждение советской власти больше всего волновала его как писателя. «И он вновь и вновь,— вспоминает С. М. Но вокшонова,— обращался в своем творчестве к милой сердцу Сибири и к партизанским временам». Этому способствовали и наве щавшие его боевые друзья. «В доме всегда живет кто-либо близкий, родной нам по ду ху и делам человек: Ловцов, Ченкиров, Си- нозерский, Лисовский и много, много дру гих»,— пишет Серафима Михайловна, вдо ва покойного писателя, прошедшая с ним славный боевой путь в годы гражданской войны. В Свердловске Новокшонов работает над рассказами о партизанской войне в Сибири | и издает их в сборнике «Партизанские были» (1933 г ). В 1934 году, проделав значитель ную работу по усовершенствованию текста, переиздает «Таежную жуть» под новым на званием —«Застрельщики». Иван Михайлович внимательно следил за жизнью Сибири, восторгался трудовыми подвигами земляков. С волнением рассказы вал он родным и друзьям о своей недавней поездке на восток, о встрече с зиминцами, скромно умалчивая о том, что 22 июля 1929 года Президиум Зиминского райиспол кома (протокол № 31) вынес решение: «Вве сти тов. Новокшонова почетным членом Президиума Зиминского райисполкома... Ходатайствовать перед ВЦИК о награжде нии тов. Новокшонова орденом Красного Знамени»1. Может быть, тогда, под впечатлением встреч с сибиряками, возник у писателя за мысел. романа о жизни сибирской деревни. Над этим романом, получившим название «Ангара», Новокшонов напряженно рабо тал в последние годы. К сожалению, до нас дошли лишь отдельные фрагменты произве дения — яркие зарисовки быта, обычаев И традиций дореволюционной сибирской де ревни, хорошо сделанные диалоги, велико лепные портреты персонажей — беглых ка торжников, основателей деревни Михалёве, крестьян, богатеев, чиновников и других. Отрывки из романа «Ангара», поздние рассказы и в особенности повесть «Потомок Чингис-хана» говорят нам о том, что Иван Михайлович набирал предназначенную ему талантом художническую высоту. Но обстоя тельства сложились трагически. Навсегда ушел от нас человек с горячим отзывчивым сердцем, с ясными и зоркими глазами ху дожника, в дерзаниях и взлетах которого еще не были видны горизонты... 1 Копия решения хранится у С. М, Новокшо- новой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2