Сибирские огни, 1967, № 1

нем развертывается основная ее тема, раз­ вивается ее главная идея. Киносценарий рожден повестью и питается ею. Новокшо- нрв по праву считал себя сосценаристом ки­ нокартины.1 Ошибаются те исследователи, которые до сих пор думают, что автором киносценария был только О. М. Брик. А между тем киносценарий «Потомок Чин- гис-хана» уже давно зарегистрирован как произведение, созданное в соавторстве двух драматургов. Стремясь восстановить’истину, Всесоюзное управление по охране авторских прав 19 декабря 1957 года в справке семье покойного писателя подтверждает соавтор­ ство Новокшонова как бесспорный факт. Перед читателями и зрителями, просле­ живающими судьбу главного героя произве­ дения, естественно встает вопрос:- а был ли прототип Дорчжи (в кинофильме — Баира)? Проведенные нами разыскания позволяют ответить утвердительно на этот вопрос: да, был! Обратимся к фактам. О. М Брик в поисках темы и сюжета для киносценария встретился с Новокшо- новым и попросил его рассказать что-либо интересное из времен гражданской войны. Иван Михайлович, по свидетельству О. М Брика, передал ему следующее: «Был такой случай. Английские оккупанты пойма­ ли одного монгольского парня, который дрался вместе с партизанами. При обыске у него нашли «ладанку», а в ней грамоту, в которой по-монгольски было написано, что владелец сего — потомок Чингис-хана. Анг­ личане хотели было раздуть из этого целое дело и провозгласить парнишку монгольским царем. Но из этого, кажется, ничего не вышло». О. М. Брик был взволнован рассказом: «Спасибо. Это прекрасная тема для кино­ сценария». «Новокшонов,— вспоминает Брик,— насторожился и сказал: — Еще бы. Я об этом пишу целую повесть...»1 2 Друг Новокшонова, Иван Васильевич Ченкиров,3 вспоминает, что на съемках ки­ нофильма в Верхне-Удинске (ныне Улан- Удэ) , на которых он был одним из консуль­ тантов, у кого-то возник вопрос: «А был ли прототип Баира?» Подали телеграмму Ново- кшонову. Он ответил, что это реальная лич­ ность, а не вымышленный персонаж. Новокшонов создал образ революционно­ го борца, в котором воплотились лучшие черты, духовный рост и мужание монголь­ ского народа, в процессе борьбы познающе­ го единство интересов трудящихся всего мира. Молодой монгол, воевавший вопреки своему знатному происхождению за совет­ скую власть в рядах сибирских партизан, был одним из прототипов Дорчжи. Но кто он? В каком партизанском отряде он воевал 1 ЦГАЛИ, ф. 612. оп. 1. ед. хр. 1677. л. 5; там же, ф. 1116. оп. 1, ед. хр. 62, л. 3. 2 О. М. Б р и к. Из теории и практики сцена­ риста,—Сб. «Как мы работаем над киносценари­ ем». М., Кинофотоиздат, 1936 г., стр. 18—49. 3 Ныне здравствующий И. В. Ченкиров был членом ВЦИК Бурят-Монгольской республики, за­ нимал важные государственные должности (про­ живает в Улан-Удэ), (мы знаем, что реальный прототип не был в отряде Каландарашвили, не был в плену у колчаковцев в Иркутске)? Какова его дальнейшая судьба? К сожалению, след человека, вдохновив­ шего Ивана Новокшонова и Всеволода Пу­ довкина на создание замечательного худо­ жественного образа, пока не отыскан. Ви­ димо, поиски его надо начать в Монголии. Успех' фильма «Потомок Чингис-хана» заставляет Новокшонова проявить повышен­ ный интерес к кинодраматургии. Он пишет на разнообразные темы либретто и сцена­ рии, надеясь в будущем воплотить их в кинокартины. В архиве писателя хранится несколько его опытов. Но, к сожалению, поч­ ти каждый из них состоит из разрозненных листов (все остальное навсегда утрачено). Полностью сохранилась лишь кинокомедия «Путина», написанная в соавторстве с Я- М. Галицким. Может быть, со временем кто-нибудь из кинорежиссеров обратится к этому сценарию; проблематика его акту­ альна (борьба с обывательской пошло­ стью), а сатира и юмор неподражаемы. Све­ жестью и непосредственностью отмечен каж­ дый кадр комедии... В творческой биографии писателя есть еще одна малоизвестная страница. Он до самозабвения любил театр. Его незаурядные сценические способности проявились уже в юности. Позднее, в Москве, Новокшонов был активным участником ж: зых газет. Во второй половине двадцатых годов в соавторстве с П. Я. Яльцевым Новокшонов написал драму «Ненависть». Она ставилась во многих театрах страны и была востор­ женно принята зрителем. Пьеса разоблачала мировую реакцию, пытавшуюся склонить на свою сторону старую русскую интеллиген­ цию, честно работавшую на благо народа. Под бурные аплодисменты всегда шел моно­ лог старого инженера, с потрясающей силой клеймившего тех, кто хотел купить его, за­ ставить служить иностранному капиталу. Когда развернулось стахановское движе­ ние, Иван Михайлович откликнулся на него Пьесой «Мастер Зайцев», которую он пиеал, консультируясь с А. М. Горьким.1 В Свердловском театре юного зрителя в сезон 1935—1936 года с большим успехом шла пьеса Новокшонова и Л. Бедрицкой «Веселый портняжка» (по мотивам сказок братьев Гримм, режиссер Ф. Л. Дрознес). В Свердловске Иван Михайлович жил с начала 1931 года. Там он работал началь­ ником сектора технической пропаганды Все­ союзного объединения «Востоксталь» и при­ нимал активное участие в организации вы­ ставки достижения хозяйственного и куль­ турного строительства на Урале.2 Старожи- 1 У С М. Новокшоновой хранится копия письма А. М. Горькому от 5 ноября 1935 года. 2 По воспоминаниям С. М. Новокшоновой, Серго Орджоникидзе, заинтересованный лично­ стью писателя, беседовал с ним на его квартире, будучи в Свердловске. В беседе принял участие отец Ивана Михайловича, Михаил Михеевич Но­ вокшонов. Он поразил воображение наркома сво­ ими рассказами об Алданских приисках,. V 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2