Сибирские огни, 1967, № 1
нем развертывается основная ее тема, раз вивается ее главная идея. Киносценарий рожден повестью и питается ею. Новокшо- нрв по праву считал себя сосценаристом ки нокартины.1 Ошибаются те исследователи, которые до сих пор думают, что автором киносценария был только О. М. Брик. А между тем киносценарий «Потомок Чин- гис-хана» уже давно зарегистрирован как произведение, созданное в соавторстве двух драматургов. Стремясь восстановить’истину, Всесоюзное управление по охране авторских прав 19 декабря 1957 года в справке семье покойного писателя подтверждает соавтор ство Новокшонова как бесспорный факт. Перед читателями и зрителями, просле живающими судьбу главного героя произве дения, естественно встает вопрос:- а был ли прототип Дорчжи (в кинофильме — Баира)? Проведенные нами разыскания позволяют ответить утвердительно на этот вопрос: да, был! Обратимся к фактам. О. М Брик в поисках темы и сюжета для киносценария встретился с Новокшо- новым и попросил его рассказать что-либо интересное из времен гражданской войны. Иван Михайлович, по свидетельству О. М Брика, передал ему следующее: «Был такой случай. Английские оккупанты пойма ли одного монгольского парня, который дрался вместе с партизанами. При обыске у него нашли «ладанку», а в ней грамоту, в которой по-монгольски было написано, что владелец сего — потомок Чингис-хана. Анг личане хотели было раздуть из этого целое дело и провозгласить парнишку монгольским царем. Но из этого, кажется, ничего не вышло». О. М. Брик был взволнован рассказом: «Спасибо. Это прекрасная тема для кино сценария». «Новокшонов,— вспоминает Брик,— насторожился и сказал: — Еще бы. Я об этом пишу целую повесть...»1 2 Друг Новокшонова, Иван Васильевич Ченкиров,3 вспоминает, что на съемках ки нофильма в Верхне-Удинске (ныне Улан- Удэ) , на которых он был одним из консуль тантов, у кого-то возник вопрос: «А был ли прототип Баира?» Подали телеграмму Ново- кшонову. Он ответил, что это реальная лич ность, а не вымышленный персонаж. Новокшонов создал образ революционно го борца, в котором воплотились лучшие черты, духовный рост и мужание монголь ского народа, в процессе борьбы познающе го единство интересов трудящихся всего мира. Молодой монгол, воевавший вопреки своему знатному происхождению за совет скую власть в рядах сибирских партизан, был одним из прототипов Дорчжи. Но кто он? В каком партизанском отряде он воевал 1 ЦГАЛИ, ф. 612. оп. 1. ед. хр. 1677. л. 5; там же, ф. 1116. оп. 1, ед. хр. 62, л. 3. 2 О. М. Б р и к. Из теории и практики сцена риста,—Сб. «Как мы работаем над киносценари ем». М., Кинофотоиздат, 1936 г., стр. 18—49. 3 Ныне здравствующий И. В. Ченкиров был членом ВЦИК Бурят-Монгольской республики, за нимал важные государственные должности (про живает в Улан-Удэ), (мы знаем, что реальный прототип не был в отряде Каландарашвили, не был в плену у колчаковцев в Иркутске)? Какова его дальнейшая судьба? К сожалению, след человека, вдохновив шего Ивана Новокшонова и Всеволода Пу довкина на создание замечательного худо жественного образа, пока не отыскан. Ви димо, поиски его надо начать в Монголии. Успех' фильма «Потомок Чингис-хана» заставляет Новокшонова проявить повышен ный интерес к кинодраматургии. Он пишет на разнообразные темы либретто и сцена рии, надеясь в будущем воплотить их в кинокартины. В архиве писателя хранится несколько его опытов. Но, к сожалению, поч ти каждый из них состоит из разрозненных листов (все остальное навсегда утрачено). Полностью сохранилась лишь кинокомедия «Путина», написанная в соавторстве с Я- М. Галицким. Может быть, со временем кто-нибудь из кинорежиссеров обратится к этому сценарию; проблематика его акту альна (борьба с обывательской пошло стью), а сатира и юмор неподражаемы. Све жестью и непосредственностью отмечен каж дый кадр комедии... В творческой биографии писателя есть еще одна малоизвестная страница. Он до самозабвения любил театр. Его незаурядные сценические способности проявились уже в юности. Позднее, в Москве, Новокшонов был активным участником ж: зых газет. Во второй половине двадцатых годов в соавторстве с П. Я. Яльцевым Новокшонов написал драму «Ненависть». Она ставилась во многих театрах страны и была востор женно принята зрителем. Пьеса разоблачала мировую реакцию, пытавшуюся склонить на свою сторону старую русскую интеллиген цию, честно работавшую на благо народа. Под бурные аплодисменты всегда шел моно лог старого инженера, с потрясающей силой клеймившего тех, кто хотел купить его, за ставить служить иностранному капиталу. Когда развернулось стахановское движе ние, Иван Михайлович откликнулся на него Пьесой «Мастер Зайцев», которую он пиеал, консультируясь с А. М. Горьким.1 В Свердловском театре юного зрителя в сезон 1935—1936 года с большим успехом шла пьеса Новокшонова и Л. Бедрицкой «Веселый портняжка» (по мотивам сказок братьев Гримм, режиссер Ф. Л. Дрознес). В Свердловске Иван Михайлович жил с начала 1931 года. Там он работал началь ником сектора технической пропаганды Все союзного объединения «Востоксталь» и при нимал активное участие в организации вы ставки достижения хозяйственного и куль турного строительства на Урале.2 Старожи- 1 У С М. Новокшоновой хранится копия письма А. М. Горькому от 5 ноября 1935 года. 2 По воспоминаниям С. М. Новокшоновой, Серго Орджоникидзе, заинтересованный лично стью писателя, беседовал с ним на его квартире, будучи в Свердловске. В беседе принял участие отец Ивана Михайловича, Михаил Михеевич Но вокшонов. Он поразил воображение наркома сво ими рассказами об Алданских приисках,. V 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2