Сибирские огни, 1966, №12
который «не пытается ныне воскрешать события с позиций сегодняшнего дня». По мнению К. Буковского, в оценке того времени ни историки, ни художники не должны учитывать многолетний опыт жизни общества на коллективных началах, этот опыт якобы нас ничему не научил и ничем не обогатил. Скорее наоборот: «Мы были лучше и тверже тогда». Свидетельство современника — могучее подспорье в научном анализе событий. Но только подспорье. Прежде всего, здесь необходимо, по меньшей мере, свидетельства разных современников — и тех( кто «сбивал замки и обшаривал крестьянские закро ма», и тех, у кого эти замки сбивали; во-вторых, свидетельство участников и очевид цев должно быть подкреплено документами самого различного свойства Чтобы бы ло понятно, о каких документах мы говорим, приведем такой факт. С января по март 1930 года в Президиум ЦИК СССР и ВЦИК было адресовано почти сорок тысяч писем, (см. «Вопросы истории», 1965, № 3, с. 7). Чем, интересно, они вызваны? Что вдруг взволновало десятки тысяч людей? Над этими вопросами следовало задумать ся, прежде чем с такой безапелляционностью за всех говорить что «никто ни в чем не сомневался» и что свидетельство двух-трех писателей-очевидцев и есть истина в последней инстанции. Если этого факта мало, можно привести другой. В 1937 году только в Алтайском крае и в Новосибирской области исключено было из колхозов 19 тысяч семей, в результате не всегда обоснованных подозрений. Во всяком случае СНК СССР и ЦК ВКП(б) в апреле 1938 года вынуждены были издать специальное постановление «О запрещении исключения колхозников из колхозов» Не сомневались одни бездумные исполнители, те же, кто всерьез и глубоко заинтересованно строил социализм для людей,— они искали, думали, сомневались, пробовали, ошибались и находили в конце концов правильные решения. Весь пафос реплики К. Буковского направлен по сути дела против современной исторической художественной литературы. Он берет интересную, пусть не бесспорную, повесть С. Залыгина «На Иртыше» и называет ее не иначе, как его хитростью, приз ванной будто бы кого-то обмануть. «Я понимаю все,— уверяет читателей К. Буковский.— Понимаю не только все эмоциональное значение этой книги, но и всю степень ее как бы исторической прав ды. И все-таки это не правда. Это правда, не просто высказанная на лестнице, это бы ничего, но это правда, высказанная как бы тогда уже, в гостях. И только сегодня напечатанная. Так литература не делается, Это хитрость...» Так любой художник, взявшийся сегодня за историческую тематику, немедлен но будет обвинен К. Буковским в «хитрости», в желании ответить на вопросы вре мени задним числом. Между тем в обращении к прошлому нет ничего страшного — познавая его, мы лучше понимаем и ценим настоящее, яснее видим будущее. Автор исторического произведения, конечно, должен быть на уровне современных знаний об изображаемой эпохе, он, как художник, обязан изображать события правдиво, объек тивно, т. е. изнутри того времени, не модернизируя их. Устрашающие К. Буковского опасения построены на песке. Реплика К. Буковского вызвана только раздражением, а оно плохой советчик. Поэтому в ней немало оскорбительных выпадов против неугодных ему писателей и отсутствуют какие-либо доказательства. Научные, разумеется, а не те, которые осно вываются на старых анекдотах. Отнюдь не из соображений «чести мундира» и не в порядке «защиты» «Тюкалин- ских страниц» П. Ребрина (самим фактом их публикации редакция «Сибирских ог ней» определила к ним свое отношение), должны сказать, что тон реплики К. Буков ского по поводу этого произведения не имеет ничего общего с подлинно товарище ской, партийной критикой и серьезным обсуждением важнейших идейно-творческих проблем нашей литературы. Следует только вспомнить тот факт, что не кто иной, как К. Буковский, будучи работником редакции журнала «Наш современник», имел в свое время самое непо средственное отношение к публикации другого произведения П. Ребрина «Головыри- но, Головырино...», о котором шел острый разговор в нашей прессе. Публикуя «Голо вырино, Головырино...», где жизнь советской деревни в недавнем прошлом оценива лась критически, К. Буковский держался едва ли непротивоположных позиций в сра внении с нынешним его выступлением. К. Буковский, видимо, прочно забыл, что в любых теоретических построениях необходимо исходить не из того, что нам хотелось бы, а из особенностей движения нашего общества в тот или иной исторический момент. Конечно, кое-кому сегодня хотелось бы забыть все плохое, что было в прошлом, и памятовать только хорошее. Однако события, которые касались миллионов людей, нельзя «забыть» или обойти молчанием. Их должно научно объяснять, извлекать из -них положительный опыт, который следует непременно учитывать в дальнейшей прак тической работе. Теоритизирование на голом месте без учета исторического опыта масс — пустое и бесполезное занятие.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2